Мероприятия
-
23-05-2023, 11:1523-05-2023, 11:15
-
5-05-2023, 15:195-05-2023, 15:19
-
11-04-2023, 14:2611-04-2023, 14:26
Темпы образовательной миграции в современном мире усиливаются. Всё больше молодых людей делают выбор в пользу обучения за рубежом. Примечательно, что эти тенденции характерны для большинства государств мира, и далеко не последнюю роль в этом сыграли процессы глобализации и либерализации последнего столетия. Современное государство практически полностью потеряло монополию на обучение своей молодёжи.
Не являются исключением из этого тренда и страны Центральной Азии. По большей части государства региона всё же выступают донорами образовательного туризма. Для молодёжи из Центральной Азии причиной выезда за рубеж часто выступают критичное отношение к отечественной системе высшей школы, желание получить перспективное образование в ведущих вузах России, стран Запада или Азии, иные личные причины. К слову, именно вузы России являются лидерами в вопросах привлечения центрально-азиатских студентов.
Так, по словам заместителя руководителя Россотрудничества Павла Шевцова, в последние годы квоты бюджетных мест для молодых людей из этого региона увеличиваются. К примеру, количество бюджетных мест для Узбекистана в 2021 г. выросло практически в 2 раза (до 405). Из Кыргызской Республики российские вузы готовы принять 375-400 молодых людей, а для Таджикистана предусмотрено более 600 бюджетных мест. Кроме того, помимо линии федеральных агентств, собственные квоты для стран Центральной Азии распределяются и самими образовательными учреждениями России.
Спрос на российское образование на пространстве СНГ всегда был довольно велик. Конечно, лишь немногие вузы России могут хоть как-то конкурировать с «лигой плюща» или авторитетными университетами Запада и ряда стран Азии. Однако российский рынок образования развивается по собственному пути, на стыке советской школы и лучших западных практик. Такой подход уже дает определенные плоды.
Наиболее авторитетные вузы РФ всё чаще появляются в мировых образовательных рейтингах. Не так давно три российских университета вошли в топ-100 рейтинга по физике и технических специальностям THE (Times Higher Education), несколько российских вузов входят в топ-500 старейшего Шанхайского рейтинга. А если рассматривать образовательный топ агентства QS по вузам стран Восточной Европы и Центральной Азии, то университеты России занимают все лидирующие позиции. К тому же, по данным Института статистики ЮНЕСКО, в минувшем году Россия вошла в шестерку стран-лидеров по уровню общемировой студенческой мобильности.
Рассматривая причины популярности российского образования среди молодёжи стран Центральной Азии, можно выделить общие для молодых людей и их родителей плюсы вузов РФ. Во-первых, российская культурно-гуманитарная среда в силу объективных причин всё же близка центрально-азиатской. Население наших стран живет в условиях идентичных цивилизационных установок, имеет общие традиции и культурные признаки. Дополнительно важно отметить, что молодёжь Центральной Азии в большинстве случаев говорит на русском языке. А если рассматривать варианты обучения в национальных республиках России, то можно отметить и близкую к региону тюркоязычную среду.
Во-вторых, российское образование всё ещё остается доступным в материальном отношении. Зачастую стоимость обучения в российских региональных вузах может быть эквивалентна ценам, которые предлагают образовательные учреждения в Центральной Азии. В совокупности с бюджетными квотами, грантовыми программами и другими возможностями фактор невысокой цены очень важен. Для родителей выпускников школ на выборе сказывается и то, что стоимость проживания в России ниже, чем в ряде стран Европы и Азии.
Наконец, в-третьих, главной причиной образовательной миграции для молодежи Центральной Азии являются уровень образования и диплом, дающий возможность найти хорошую работу. С другой стороны, это тезис нередко подвергается критике. К примеру, по данным исследований казахстанского Общественного фонда «Стратегия», представления о низкой престижности казахстанских вузов стереотипные: «В большинстве случаев мнение о том, что казахстанское высшее образование не соответствует мировому уровню, сформировано под воздействием не каких-то экспертных оценок или на основании рейтингов, а на мнении родителей и близкого окружения».
Конечно, образовательная миграция представляет собой лишь один элемент профильного взаимодействия России и стран Центральной Азии. Помимо этого, российские вузы стараются увеличить число филиалов в регионе, что особенно заметно на примере Узбекистана. Также по линиям российских федеральных агентств и соответствующих ведомств государств ЦА постепенно набирают популярность программы предварительной подготовки выпускников школ к поступлению в российские вузы. В особенности это касается специфичных направлений подготовки медицинских, инженерных и иных профилей. В связи с этим, можно предположить, что высокий интерес к российскому образованию в регионе сохранится. Однако и вузам России в погоне за иностранными абитуриентами всё же важно «держать руку на пульсе» и повышать свою конкурентоспособность на мировом образовательном рынке.