-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
Александр ШУСТОВ
Президент узбекского землячества «Ватандош» Усман Баратов в эфире радиостанции «Говорит Москва» 15 марта предрек России социальный взрыв среди трудовых мигрантов из-за проблем, которые, по его мнению, может повлечь за собой закрытие границ вследствие наступления коронавируса. В реальности миграционные проблемы из-за пандемии действительно есть, но до массовых бунтов среднеазиатских мигрантов, скорее всего, не дойдет.
Сложности, по словам У. Баратова, ожидают, прежде всего, Россию, а отнюдь не Узбекистан, действия которого и создали сложности с выездом мигрантов. Те из них, кто оказался в РФ, могут остаться без денег и потому не смогут выехать домой. «Кто сюда едет на работу, они же не имеют миллиарды в запасе, – отметил глава землячества, – и если это затянется и они не смогут выехать месяц-два, потом это может перейти в социальный взрыв, если они не смогут зарабатывать деньги, а запасы скушают. Это опаснее. Так что закрытие границ чревато и такими ситуациями взрывоопасными…»
Кроме того, в Россию не смогут въехать около 2 млн сезонных мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, которые обычно приезжают весной. И от этого, по словам активиста, пострадает экономика России, лишившаяся рабочих рук и создаваемого ими спроса на потребительские товары, жилье, услуги транспорта и связи.
«Демарш» У. Баратова был вызван тем, что 15 марта премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов объявил о закрытии со следующего дня автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения со всеми зарубежными государствами в связи с угрозой распространения эпидемии коронавируса. Столь жесткие действия Ташкента были вызваны тем, что в стране был обнаружен первый случай заболевания коронавирусом, зафиксированный у вернувшейся из Франции гражданки Узбекистана. Помимо прекращения международного пассажирского сообщения, с 16 марта в республике временно закрылись детские сады, школы и вузы. Что касается граждан РУз, которые на момент закрытия границ все еще оставались за рубежом, то для их эвакуации планировалось организовать чартерные рейсы. Именно решение Ташкента о закрытии границ и вызвало тревогу в узбекской общине, представители которой начали предсказывать России бунты мигрантов.
Апокалиптические прогнозы последовали и со стороны других организаций, защищающих права трудовых мигрантов. Так, руководитель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов предрек возникновение проблем у тех, кто находится в России с частным визитом и может пребывать на ее территории не более 90 суток. Некоторые работодатели, по его словам, могут воспользоваться ситуацией и не платить зарплату, мотивируя это форс-мажорными обстоятельствами. В результате мигрантам нечем будет оплачивать патенты и свое проживание в России. Потери понесет российская экономика, а в Узбекистане и Таджикистане вообще может произойти социальный взрыв. «Месяц люди еще смогут протянуть на своих запасах. Но потом запасы кончатся, и они выйдут на площадь, чтобы потребовать хлеб и работу. Может сложится революционная ситуация, – отметил Р. Каримов. – Когда хочется кушать и дети голодные, плевать на автоматчиков. Выйдешь на площадь – а куда деваться?»
Определенные проблемы с выездом мигрантов из России в страны Средней Азии после закрытия ими границ (вслед за Узбекистаном аналогичные решения приняли Киргизия и Таджикистан), действительно, возникли, но апокалиптического характера они пока не носят. По информации «Ферганы», около 100 граждан РУз оказались «заперты» в Шереметьево после того, как прошли пограничный контроль и не сумели вылететь на родину, успевшую закрыть границы. Несколько сотен граждан Узбекистана, которые должны были вылететь на родину рейсом авиакомпании S7, оказались «заблокированными» в аэропорту Новосибирска.
19 марта посольство Узбекистана в России на своей странице в Facebook сообщило, что из-за отмены регулярного транспортного сообщения между двумя странами в аэропортах Москвы скапливается большое количество узбекистанцев, желающих вернуться домой с помощью чартерных рейсов. Между тем высокая концентрация людей в аэропортах создает повышенный риск их заражения, в связи с чем посольство рекомендовало людям не покидать мест постоянного проживания. Для эвакуации узбекистанцев 17 марта были организованы два чартерных рейса из Москвы в Ташкент. Кроме того, 17 и 18 марта туда же отправились три железнодорожных пассажирских поезда.
Аналогичные проблемы возникли и у граждан других среднеазиатских государств. Так, в московском аэропорту Жуковский запертыми оказались около 300 граждан Киргизии, которые прошли пограничный контроль, но не сумели выехать после отмены авиасообщения с республикой. Вопрос об их возвращении на родину 20 марта рассматривался на заседании парламента, в ходе которого один из депутатов предложил выслать для эвакуации киргизстанцев самолет. Еще 157 граждан КР, пытавшихся добраться домой автомобильным транспортом, застряли на российско-казахстанской границе после того, как Казахстан отказался их пропустить. По свидетельству очевидцев, пограничники пропускали лишь тех, кто имел российский или киргизский загранпаспорт и ехал в машине один, без пассажиров. По данным посла Таджикистана в РФ Имомуддина Сатторова, 150 граждан его республики застряли во Внуково и еще около 120 человек – в аэропорту Новосибирска. Для их эвакуации на родину планировалось выслать из Таджикистана два самолета.
Ситуация, которая в связи с эпидемией коронавируса и закрытием границ сложилась в сфере миграции между Россией и странами Средней Азии, обнажила многие проблемы, назревавшие десятилетиями. У многих мигрантов возникли сложности с продлением документов на право пребывания в России, в связи с чем власти были вынуждены пойти им навстречу и оформление бумаг временно упростить. 19 марта МВД РФ объявило, что иностранные граждане, находящиеся на территории России, могут продлить срок своего временного пребывания. Причем эти меры распространяются как на граждан стран с визовым, так и безвизовым режимом въезда в РФ. Не надо будет покидать Россию для получения нового патента. Пребывание будет продлено и тем иностранным гражданам, у которых истекает срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание. Меры эти выглядят вынужденными, поскольку в условиях закрытых границ выехать и вновь въехать в Россию, как того требует закон, сотни тысяч трудовых мигрантов не могут.
В ходе обсуждения этих проблем выяснилось, что многие мигранты из «безвизовых» стран СНГ обходили требования приобретать патент и ограничение по пребыванию в РФ без оформления документов не более 90 суток в течение 180 дней, выезжая в соседний Казахстан и вновь въезжая с его территории в Россию. Тем самым они избегали ежемесячных платежей по патенту, ограничиваясь тратами на дорогу туда и обратно. Именно эта категория мигрантов и вызывает у представителей их национальных диаспор и дипломатов наибольшую озабоченность, что уже вылилось в предложения реформировать законодательство и упростить процедуры оформления их пребывания на территории РФ.
В киргизской прессе, например, уже звучат предложения придать мигрантам тот же статус, что и «полноправным гражданам» РФ. Между тем «Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы», опубликованный 6 марта на сайте президента РФ, напротив, направлен на ужесточение контроля над иммиграцией.
В оценках дальнейших перспектив миграции из Средней Азии эксперты сходятся в том, что если границы будут закрыты не слишком долго (в пределах одного-двух месяцев), то критического влияния на ситуацию в странах региона это не окажет. Если же такой режим будет существовать значительно дольше, то внутреннее положение «мигрантозависимых» государств может осложниться. В более трудном положении при этом окажутся Таджикистан и Киргизия, где денежные переводы мигрантов составляли от трети до половины ВВП.
На размеры денежных переводов мигрантов может оказать негативное влияние и дальнейшее падение курса рубля, которое уже вызвало снижение их объема во время кризиса 2015-2016 гг. Примечательно, однако, что никакой революционной ситуации в странах Средней Азии в эти годы почему-то не сложилось.
Что касается перспектив «социального взрыва» среди мигрантов в самой России, то выглядят они малореальными. С одной стороны, и власти России, и дипломатические представительства стран региона прилагают усилия к их эвакуации на родину. С другой – участие в массовых беспорядках – это гарантированная депортация из РФ с пожизненным запретом въезда. А трудовых мигрантов, которых интересует, прежде всего, зарабатывание денег, такой вариант развития событий вряд ли устроит.