-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
В последний месяц зимы Таджикистан боролся с непрофессиональными кадрами и коронавирусом, привлекал инвестиции, а также готовился к выборам
Самый короткий месяц в году выдался насыщенным прежде всего для верховной власти и политических партий республики.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон продолжил бренд прошлого месяца – тотальную чистку кадров, а политики всех мастей лихорадочно готовились штурмовать парламентские кресла.
Все эти перипетии имели место на фоне борьбы с усилившейся опасностью проникновения из соседних стран пугающего коронавируса, а также возросшей активностью финансовых структур страны в процессе поиска денег на достройку стратегического объекта Таджикистана – Рогунской ГЭС.
Кто не справился, тот и виноват
Президент Таджикистана по-прежнему придерживается жесткого курса на обновление вертикали власти, решительно перемещая в табели о рангах тех, кто, по его мнению, недостаточно ответственно относится к выполнению своих служебных обязанностей. Первыми под прицел попали военные, прокуратура и судейские.
Сначала "черные метки" получили главный военный прокурор Таджикистана, за ним последовали военкомы столицы и двух крупнейших областей республики – Согдийской и Хатлонской. Лишились своих постов и начальники рангом пониже: командиры воинских частей Минобороны и погранвойск. Волна кадровых чисток выплеснулась и за пределы Таджикистана – несколько военных атташе при посольствах были вынуждены паковать чемоданы.
Самые масштабные пертурбации выпали на долю судейского корпуса, недовольство работой которого Рахмон неоднократно высказывал публично. Президент пошел на беспрецедентный шаг, призвав в судебную систему республики сразу 153 "новобранцев". Причем 58 из них – выпускники вузов, прошедшие годичную практику при Верховном суде Таджикистана.
Со всеми глава государства встретился лично, чтобы подчеркнуть уровень ответственности, ложащейся на их плечи.
"Причастность судей и работников аппаратов судов к коррупционным преступлениям является самым серьезным недопущением и вызывает озабоченность", - напутствовал новичков Рахмон.
Он также напомнил, что их главной задачей является защита прав и свобод граждан, для чего требуется высокий профессионализм.
Разобравшись с судьями, Эмомали Рахмон уволил всех заместителей Генпрокурора. По мнению независимых экспертов, эти действия означают, что грядет смена и Генерального прокурора Таджикистана, слухи о скорой отставке которого ходят с начала года. Но пока Юсуф Рахмон остается на посту, сохраняя шанс восстановить собственное реноме.
За обходным листом, вслед за старшими товарищами, отправились глава надзорного органа Душанбе и его коллеги из разных городов и районов страны. С их сменщиками Рахмон также встретился лично.
Завершающим штрихом стали новые лица в верхнем эшелоне исполнительной власти. На согласование парламента президент отправил две кандидатуры вице-премьеров. Одна из них, поставленная курировать социальную сферу, взлетела на этот пост с должности директора столичного педагогического колледжа.
Что нам стоит ГЭС достроить
Главная надежда населения Таджикистана на достижение энергетической независимости – Рогунская ГЭС – оказалась в затруднительном положении.
"Средства за счет государственных ценных бумаг (евробонды), которые были привлечены непосредственно для стабильного обеспечения строительства плотины Рогунской ГЭС, полностью потрачены", - заявил глава ОАО Хайрулло Сафарзода, выступая перед депутатами парламента.
Общая сумма задолженности перед иностранными и отечественными подрядчиками превысила миллиард сомони (более 100 миллионов долларов). Выход из создавшейся ситуации дирекция ОАО видит в распродаже непрофильных активов ГЭС, находящихся в других регионах республики.
Скинув этот балласт, строители несколько облегчат финансовое бремя, но все же на достройку объекта этих средств будет недостаточно. А выполнить столь масштабный объем работ исключительно за счет бюджета невозможно. Это подтвердил министр финансов Таджикистана Файзиддин Каххорзода.
По его словам, ситуацию могут спасти иностранные инвесторы, поиск которых активно ведется, и даже обсуждаются предложения некоторых из них. О каких именно предложениях, и кто был их инициатором, министр не упомянул.
О готовности сотрудничать с зарубежными финансовыми институтами "в случае выявления новых источников" в деле достройки ГЭС заявил и Национальный банк Таджикистана устами первого заместителя главы регулятора Джамолиддина Нуралиева. Тем самым, НБТ дал понять, что участвовать непосредственно в самом процессе поиска вышеназванных источников не намерен.
По мнению зарубежных экспертов, занятие это заведомо бесперспективное. Иностранные инвесторы охотно вкладываются только в те страны, где проводится внятная экономическая стратегия и все стороны четко соблюдают правила игры.
У Таджикистана, как известно, с этим большие проблемы. Зарубежный бизнес покидает страну, поспешно избавляясь от активов (TCell, "Вымпелком" и иже с ними). Агрессивная налоговая политика и постоянные административные вмешательства – не самая благоприятная обстановка для успешного предпринимательства.
Сам Эмомали Рахмон выступил с призывом поддержать иностранных инвесторов, не "кошмарить" бизнес. А пока приходится искать альтернативные пути финансирования главной стройки страны. На днях Служба судебных исполнителей Таджикистана объявила о возврате в госбюджет части долга бывшего главы компании "Умед-88" Раджабали Одинаева.
Предприниматель в данный момент отбывает тюремный срок за целый букет экономических преступлений. Общий ущерб, нанесенный им казне, оценивается в 171 миллион сомони (около 18 миллионов долларов). Вернуть пока удалось только треть – 56 миллионов сомони (5,7 миллиона долларов). Эти деньги перечислят в фонд строительства Рогунской ГЭС.
Между тем, Международный валютный фонд уже предупредил правительство Таджикистана о грядущем росте дефицита бюджета республики в связи с финансированием этого долгостроя.
"Дефицит бюджета останется высоким в среднесрочной перспективе в связи с реализацией крупного проекта по строительству Рогунской ГЭС, что приведет к неустойчивому росту задолженности", - сказано в заявлении Исполнительного совета МВФ.
Граница на замке, но калитка приоткрыта
Распространяющийся по планете коронавирус заставляет все страны принимать жесткие карантинные меры. Таджикистан не исключение, хотя тут имеются некоторые нюансы. В частности, республика не присоединилась к тем странам, которые запретили въезд на свою территорию гражданам КНР.
Дело в том, что в Таджикистане реализуется множество проектов с участием китайского капитала, для успешной деятельности которых требуется участие специалистов из Поднебесной. Запрет на их въезд сильно ударит по экономике республики. Поэтому всех прибывающих китайцев помещают в карантин, по истечении которого те могут продолжать свою работу.
Усилен контроль и на границе с Афганистаном, где недавно зафиксировали случаи заражения новым вирусом. Однако и в этом случае речь о полном закрытии доступа граждан соседней страны пока не идет.
Местные эпидемиологи считают угрозу распространения коронавируса на территории Таджикистана маловероятной. Пока этот прогноз сбывается. У большей части помещенных в карантинные зоны иностранцев и местных граждан признаков заболевания не выявлено. Они распущены по домам, но наблюдение за ними, как заявляют в Минздраве, ведется.
Тем временем, многие сетевые комментаторы высказывают справедливые опасения, что в случае появления зараженных в самом Таджикистане, Россия может запретить въезд на территорию гражданам республики. Это значит, что основной источник пополнения бюджета – трудовые мигранты – окажется под серьезной угрозой.
Выбери меня, выбери меня
Первого марта определится состав нового парламента Таджикистана – в республике проходят выборы в главную законодательную структуру. На 63 кресла претендует 241 кандидат, 48 из них – представительницы прекрасного пола.
Всего в гонке участвуют 7 политических партий страны. Безусловным лидером является правящая Народная демократическая партия Таджикистана. Ее конкуренты борются лишь за оставшиеся мандаты. На их долю, по мнению политологов, достанется пятая часть от общего числа.
К слову, у партии власти наиболее внятная программа с масштабными задачами: обеспечение энергетической и продовольственной независимости, прорыв коммуникационного тупика, перевод Таджикистана с аграрных на индустриальные рельсы.