-
Сегодня, 11:53
-
Вчера, 15:01
Эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова рассказал о роли некоммерческих организаций в противодействии религиозному экстремизму.
18-19 сентября 2019 г. в г. Бишкек, г. Нур-Султан и г. Уфа прошла Международная форсайт-сессия (форум) «Противодействие религиозному экстремизму», в которой приняли участие известные российские и зарубежные эксперты, представители студенческих сообществ и молодёжные лидеры.
В перерыве работы форума сотрудник Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов побеседовал с гостем из Москвы, экспертом Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Александром Стяжкиным.
- Александр, наш Центр уже не первый год сотрудничает с вашей организацией и равняется на её работу. Что вы можете сказать о нашем сегодняшнем мероприятии. Смогли ли мы вас удивить?
- Да, действительно сотрудничество между нами процветает, и мы надеемся, что в дальнейшем будем делать больше совместных проектов. Всегда отмечаем высокое качество работы «Берлек». И сегодня всё проходит на самом высшем уровне.
Хотелось бы отдельно выделить три момента, которые я считаю правильными в проведении молодёжной форсайт-сессии. Во-первых, формат работы. Площадки в Уфе, Бишкеке и Нур-Султане работают автономно, но параллельно и в определённый момент объединяются в одну международную сеть для обсуждения результатов и подведения итогов. Во-вторых, ориентация проекта на студенческую молодёжь. У молодых людей нескольких государств возникает реальная возможность для построения многостороннего диалога со своими сверстниками, обмена опытом, знаниями, эмоциями. В-третьих, предложенная тема, повестка форума. Экстремизм на религиозной почве – настоящая угроза для стран СНГ. Поэтому говорить об этом нужно открыто, использовать имеющиеся технологии продвижения антиэкстремистского контента для молодёжной аудитории. Тем самым молодёжь нескольких государств сама формирует благоприятную среду для этого общения, цель которой выработка иммунитета от экстремизма.
- Насколько я знаю, вы специализируетесь на изучении Германии. Схожие ли причины распространения экстремизма на религиозной основе в европейском государстве и в странах Центральной Азии?
- Безусловно, имеются общие моменты. Но в то же время религиозный экстремизм в каждой стране, как сугубо деструктивное явление, имеет свои особенности. В этом смысле полезно изучать опыт всех стран. Если мы говорим конкретно про Германию, то здесь тоже можно выявить определённые закономерности. Но их не нужно искусственно подводить к конкретным политическим повесткам. Например, некоторые зарубежные СМИ пытаются связать религиозный экстремизм в Германии с мигрантами. Мне видится что это неверно, поскольку негативные явления проявились ещё задолго до кризиса с мигрантами 2015 года. Появление незаконных псевдорелигиозных учреждений, анклавов, торговля наркотиками и иной криминал выступили основой для последующей экстремистской активности.
- Получается, что миграционный кризис в Германии и Европе не связан с активизацией экстремистов?
- Я бы сказал немножко иначе. Прямой связи нет. Но в тоже время кризис мигрантов не случаен. Он поддерживался с 2000-ых разными силами. Лидеры радикалов не раз говорили, что необходима массовая миграция в Европу для решения конкретных задач в политике и бизнесе. Они воспринимают мигрантов, как людей без образования и четких жизненных установок, которых можно перетягивать на свою сторону.
- Какие цели преследуют экстремисты в Европе?
- Одной из важных задач для экстремистов является создание своей партии, которая будет представлять их интересы в региональных и федеральном парламентах. На это тратятся большие деньги, существуют лоббистские организации. Также нужно отметить, что наибольшую угрозу представляет разбалансировка немецкого общества, в котором уровень радикализма будет только повышаться и это будет приводить к новым религиозным или межнациональным конфликтам.
- Как бы вы оценили экстремистскую угрозу в Германии на сегодняшний момент?
- Могу сказать, что в Германии за 2018 год не произошло ни одного теракта (под терактом подразумеваются взрывы/резонансные атаки). Точное число сторонников «ИГИЛ» и «Аль-Каиды» (запрещены в Российской Федерации) в Германии не установлено или не раскрывается. Сохраняется отток радикалов из Германии в другие государства. Наиболее активным отток был в 2013 и 2014 годах.
- Получается, что экстремисты и радикалы используют Германию как некий «перевалочный пункт»? Раз вы говорите об активном оттоке.
- Существуют страны, где религиозные радикалы набирают все больший вес: Филиппины, Мали, Ливия, Йемен. В 2018 году на Филиппинах террорист-шахид с немецким гражданством устроил самоподрыв. Это первый случай, до этого Филиппины не представляли интереса для экстремистов из Германии. В остальных странах также наблюдается активность радикалов с немецким паспортом. Происходит определенная смена ориентиров. Африка начинает играть все более важную роль в вопросе безопасности Германии, так как происходящие изменения на этом континенте не могут не вызывать беспокойства у европейцев.
Теракты, совершенные в Германии, имели один сценарий: молодой экстремист одиночка знакомится в интернете с сообщниками и получает инструкции к совершению преступления. Важно упомянуть и то, что террористы прекратили действовать по тем стандартам, к которым все привыкли. Они организуют теракты не только с применением взрывчатых веществ, а из любых подручных средств.
- Возвращаясь к теме форсайт-сессии, хотелось бы услышать и о сотрудничестве России и стран Центральной Азии в вопросах противодействия экстремизму. Что вы думаете по этому поводу.
- Отмечу, что международное сотрудничество России и стран Центральной Азии, как и всего постсоветского региона в целом, в вопросах противодействия экстремизму обусловлено некоторыми причинами. К ним я отношу общее историко-культурное развитие и близкое восприятие экстремистских угроз, а также объективно существующую потребность координации действий, имеющих первостепенное значение для наших стран, и реальные возможности согласования значимых проектов и мероприятий в общем деле.
- Благодарю за хорошую беседу и интересный доклад для студентов!