-
Сегодня, 11:53
-
Вчера, 15:01
14 декабря в Брюсселе на саммите Евросоюза принято решение на 6 месяцев продлить санкции против России. Встреча высших кругов прошла в любопытной обстановке. На саммит приехал президент Украины Петр Порошенко. Он несколько раз попросил лидеров Евросоюза ввести против России новые санкции, а также перекрыть Босфор для российских кораблей. Но остался неуслышанным.
Как очередная фаза санкционной политики Запада отразится на Казахстане и других странах-участницах ЕАЭС, медиапорталу 365info рассказал политолог Эдуард Полетаев.
Санкционная политика стала бесплодной
— Что любопытно, минские соглашения в равной степени не выполняет не только Россия, но и Украина. Однако об этом на Западе принято молчать. Как вообще продолжение этого противостояния повлияет на ситуацию в ЕАЭС?
— Принципиально ничего не поменяется, потому что к санкционному противостоянию все уже привыкли. И не только в Москве, но и в странах-партнерах России. Поэтому каких-то значимых перекосов не будет.
Это скорее дань политической позиции Брюсселя: раз ситуация не поменялась ни в какую сторону, санкции будут продлены.
Что будет дальше? Мне кажется, эта санкционная война вступила в бесплодный и неэффективный период. Поэтому дальше ничего не будет.
— Она стала формальной и никто уже от этого сильно не страдает?
— Она есть и будет продолжаться. Нет никаких факторов, чтобы противостояние отменить. Хотя бы потому что те же минские соглашения — декларации о добрых намерениях — никто не исполняет. Сам факт — все стороны подписали, демонстрируя желание мирно разрешить проблему, но поскольку она не разрешается, никто ничего и не делает. Санкционная политика — тоже демонстрация европейских политиков.
Они придерживаются соответствующих ценностей, которые определяются в Брюсселе по поводу неприкосновенности территорий, государственных границ и прочих вещей.
Из-за чего эти санкции и появились. И я не удивлюсь, что через полгода они еще протянут эти санкции. К этому процессу все уже адаптировались.
Когда наступит усталость — непонятно
— В какой обозримой перспективе наступит санкционная усталость, когда уже Евросоюз махнет рукой или Россия перестанет замечать ситуацию?
— Теоретически это возможно, когда пойдет свежая кровь. Когда в Евросоюзе решать такие вопросы будут другие политики. Либо когда появится демонстрация таких намерений со стороны России. Что пока маловероятно. Думаю, что все это сойдет на нет. Санкции будут продолжаться формально.
Санкционная политика, сформировавшаяся после Второй мировой войны, имеет массу обходных маневров.
А потом, когда кто-то из политиков поймет, что налицо бесплодные политические решения, их просто отменят задним числом. Или, если это будет необходимо с политической точки зрения, пройдет какая-то важная встреча в верхах, где они договорятся.
— Договор о ЕАЭС подразумевает, что Россия может запросить у стран ЕАЭС помощи для совместных контрсанкций. Насколько велика вероятность, что партнеры поддержат Москву?
— Я думаю, такая вероятность мала. И со стороны стран ЕАЭС, которые придерживаются многовекторной политики. А у них и так позиции неустойчивые — они не являются акулами многополярного мира.
И России это невыгодно — она потеряет последних своих надежных союзников.
И вообще, ее внешняя политика в последние несколько лет показывает, что она не втягивает в орбиту своего противостояния союзников. Примеров можно привести много. Допустим, когда Россия признавала независимость Южной Осетии и Абхазии, а никто из союзников не поддержал ее в этом вопросе, ничего не изменилось. Никаких претензий нет. То же самое касается и санкционной политики. Это исключительно российская война.
Александра Алёхова