-
3-12-2024, 09:40
Современные Россия и страны Центральной Азии являются макрорегионом, безопасности и развитию которого угрожают тенденции роста преступлений экстремистского и террористического характера. Выявляя изъяны молодёжной политики в этих странах, акцентируя внимание на социальных проблемах и религиозных догматах, экстремисты предлагают свои принципы «социальной справедливости», построенные на радикальных идеях. Вопросы противодействия этим деструктивным явлениям обсуждались в г. Алматы, где 22 октября 2018 года состоялось Международное экспертное заседание «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии».
Казахстанские эксперты в своих выступлениях выделили несколько главных факторов распространения экстремистских и радикальных идей в странах Центральной Азии и регионах России. Среди них идейно-духовный вакуум, невысокий уровень религиозного образования и проблемы социальной сферы.
В то же время, по общему мнению участников мероприятия, одна из наиболее важных причин радикализации граждан постсоветских стран кроется в социально-экономических проблемах населения. Этот тезис был отмечен независимым политологом Айгуль Омаровой:
«Социально-экономические причины, на мой взгляд, являются важнейшими в проблеме радикализации молодёжи. В качестве примера могу привести запад Казахстана, а именно город Актобе, где не так давно произошёл теракт. Причина крылась именно в социальных проблемах населения региона. К слову, в этом городе много оралманов – казахов-репатриантов, которым тяжело ассимилироваться, у них нет работы и регистрации. Это привело к их криминализации».
Директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Булат Султанов также остановился на социально-экономических причинах радикализации населения:
«Со своей стороны, отмечу такой аспект, как рост дифференциации уровня доходов населения – увеличивающийся разрыв между «бедными» и «богатыми». А ведь экстремизм и радикализм – это следствие протеста против происходящего в обществе, против снижения уровня социально-экономического развития».
Эксперт выделил и исторические аспекты рассматриваемой проблемы. По его словам, идеологический вакуум, возникший в постсоветский период, косвенно поспособствовал становлению экстремистских идей на массовом и индивидуальном уровнях:
«После распада СССР перед населением Казахстана встали задачи сохранения своей национальной идентификации. Молодёжь в то время даже не осознавала этого факта – того, что процесс поиска идентичности стартовал. В желании найти своё место в сложившихся реалиях многие молодые люди обращались к религии».
С докладом о современных аналогичных процессах выступила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Ирина Черных:
«Радикализация для нынешней молодёжи – это поиск ценностных ориентиров. Потенциальная приверженность молодого человека к экстремистским течениям или радикальным идеям зарождается в процессе определения его идентичности».
По словам докладчика, динамика роста религиозности или светскости должны отслеживаться – от этого зависит выбор инструментов профилактики экстремизма. Спикер также остановилась на вопросах оценки эффективности экспертной работы по противодействию экстремизму и важности унификации подходов к ряду ключевых понятий:
«По моему мнению, целесообразно ввести устойчивые индикаторы таких определений, как «религиозный экстремизм» и «нетрадиционные религиозные течения». Дело в том, что не существует единого подхода к тому, как отличить одно негативное течение от другого. А от этого зависит выбор инструментария. Во-вторых, уже кажется возможным сформировать и внедрить показатели эффективности самой профилактической работы. Всё же такая деятельность у нас ведется, в том числе на общественно-экспертном уровне. Вопрос в том, как оценить позитивное воздействие профилактики».
Дискуссию продолжил политолог, специалист по Прикаспийскому региону и Ближнему Востоку Ислам Кураев. Эксперт подробнее раскрыл тезисы предыдущего докладчика:
«Многие религиоведы, мнение которых я также разделяю, стараются донести до общественности, что ислам не делится на «традиционный», «умеренный», «радикальный» и т.д. Эти категории нужно переводить в личностную призму – то есть бывают ханафиты, шафииты, шииты, представители разных исламских течений, а бывают экстремисты и радикалы, которые используют религиозный фактор в деструктивной деятельности.
Соглашусь с тем, что на рост радикализации населения всё же очень влияют протестные настроения. Особенность экстремистских и радикальных течений в Центральной Азии как раз и заключается в его характере протестности. К сожалению, это несогласие выражается насилием и терактами.
Хочу отметить также, что государство зачастую не выказывает заинтересованности сотрудничества с религиозной уммой, что тоже является большой проблемой. В результате большая доля работы ложится на плечи экспертов и общественников».
Президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова также обратила внимание на ощутимую роль духовенства в решении рассматриваемых проблем:
«Разумеется, муллы и имамы будут поддерживать рост религиозности населения. Но при этом очень тяжело объяснить молодым людям чем отличаются традиционные течения ислама от идей радикальных исламистов – те, кто попадет в зону риска, банально не видят разницы.
Кроме того, социально-экономические причины, конечно, являются фактором распространения экстремистских течений, но лишь одним из многих. Влиянию экстремистских течений подвержены люди разного достатка. Относительно обеспеченные граждане наших стран также вербовались в экстремистские организации, и, более того, сами финансово поддерживали деструктивные течения. Таким образом, Духовному управлению мусульман важно работать на всех направлениях – независимо от социального и экономического положения верующего».
Президент Общественного фонда «Информационно-консультативная группа «Перспектива» Елена Бурова выделила феномен политизации религии в деструктивных течениях:
«Когда мы говорим о религиозном экстремизме, необходимо разделять религию от псевдо-религии. Дело в том, что радикализация религиозного фактора тождественна спекуляции на религии, эксплуатации имиджа религии, а это уже квазирелигиозная деятельность».
Эксперт также выступила с предложением проведения совместных международных мультидисциплинарных исследований, с подключением разноплановых специалистов:
«Хотелось бы выступить с предложением формирования постояннодействующей межгосударственной и междисциплинарной комиссии или экспертной группы с целью продолжения работы над проектом Общественной миссии «Экспертное противодействие экстремизму».
Заместитель директора Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК Лаура Ерекешева поддержала тезис о характерных чертах субкультурности радикальных течений:
«Соглашусь с подходом коллег, которые обозначили экстремизм, как радикальную квазикультуру. Со своей стороны, хотелось бы отметить две основные парадигмы, связанные с этим явлением.
Во-первых, экстремизм – это проблема идеологической составляющей. Дело в том, что любые идеологические процессы, в том числе связанные с религией, всегда будут политизироваться. В том же исламе власти духовная и светская неразделимы.
Во-вторых, важно держать в уме вопрос социальной справедливости. Опасны не просто процессы снижения социально-экономических показателей, а именно становление общесоциального протеста, характерного для ряда стран постсоветского пространства».
Своё видение структуры профилактики экстремизма представила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Леся Каратаева. По словам эксперта, начинать работу имеет смысл с реинтеграции в общество ранее рекрутированных в экстремистские ячейки граждан:
«Общественникам и экспертам сначала предстоит решить задачи по дерадикализации лиц, завербованных в экстремистские ячейки, осужденных по профильным статьям. Здесь важно понимать, что такие люди вовсе не должны отказываться от религиозных норм, по которым они живут. Речь идет об их отказе от экстремисткой модели поведения. Работу с такими субъектами можно экстраполировать и на дальшейшую профилактическую деятельность».
По словам спикера, когда ставится вопрос о профилактике экстремизма, важнее всего уберечь молодых людей от экстремистского поведения, а не изменить их религиозные взгляды:
«Экспертам не стоит зацикливаться только на религиозном экстремизме. Конечно, сегодня ведется рекрутинговая работа по вербовке молодых людей в экстремистские организации исламистского толка, но религиозный фактор используется и в других деструктивных течениях, например в сектах.
Нам важно объяснить молодым людям, что экстремизм не работает как метод решения каких-либо внутренних или внешних проблем, а насилие – это не способ решения конфликта».
Политолог, главный редактор Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» Замир Каражанов в своем докладе выделил задачи противодействия вербовке граждан стран Евразии в экстремистские организации:
«Особняком сегодня стоит задача предотвращения рекрутирования в экстремистские ячейки. Процессы вербовки уже давно идут не только в религиозных общинах. Поиск рекрутов ведется и на местах работы граждан, и в вузах, и в школах. Уже традиционно фиксируются случаи вербовки новых рекрутов в исправительных учреждениях».
Как показывает практика, радикализировать можно любого человека, находящегося в кризисной ситуации. При этом существующие методы профилактической работы устаревают».
По общему мнению алматинских экспертов, в Казахстане и в других постсоветских странах предстоит наращивать общественное противодействие экстремистским угрозам. Спикеры отметили, что ученые России и стран Центральной Азии должны аккумулировать и объединять экспертные усилия, в том числе в поиске новых методов профилактики экстремизма. В основе коллективной безопасности должен быть заложен принцип качественного международного общественно-экспертного взаимодействия.
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»
Мероприятие прошло в рамках проекта, реализуемого с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.