-
3-12-2024, 09:40
О характере двухсторонних российско-таджикских отношений можно судить не только по интенсивности межгосударственного общения на высшем уровне, но и по включенности в эти процессы регионов стран. Сама жизнь ставит перед государствами задачи реализации проектов в формате R2R («регион с регионом»), направленных на выстраивание горизонтальных отношений и интеграцию. Именно такое общение даёт наибольший эффект.
О вопросах межрегионального сотрудничества между Россией и Таджикистаном Центр беседует с руководителем аналитического отдела Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье», главным редактором Российско-казахстанского экспертного IQ-Клуба Юрием Аришиновым.
- Сегодня вопросы сотрудничества регионов в системе международных отношений рассматриваются широко, об этом говорят первые лица государств, представители бизнес-элит и средств массовой информации. Юрий, как вы считаете, обладают ли регионы России и Таджикистана необходимыми ресурсами, политическими навыками для развития и укрепления взаимовыгодных партнёрских отношений. Или это всё-таки прерогатива Москвы и Душанбе?
- Очевидно, что когда мы говорим о двухсторонних контактах государств, то в первую очередь имеем в виду общение на самом высшем уровне. И от этого во многом отталкиваемся. При этом не всегда учитываем региональное измерение межгосударственных связей, которые помогают выстраивать отношения «по горизонтали».
Могу привести интересную статистику. На сегодняшний момент 70 субъектов Российской Федерации поддерживают и укрепляют социально-экономические и гуманитарные отношения с Республикой Таджикистан. Можно продолжить. Основной объем внешнеторгового оборота формируется за счет поставок в Таджикистан из Центрального, Сибирского, Приволжского федеральных округов, на долю которых приходится около 80% общего объема товарооборота двух стран. Наиболее активно проявляют себя в республике Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Оренбургская, Челябинская, Ивановская, Самарская и Саратовская области.
- Юрий, статистика, действительно, впечатляет. А какие направления межрегионального российского-таджикского сотрудничества вы бы отнесли к наиболее приоритетным?
- Это сложный вопрос. Потребности регионов могут меняться, как и экономическая обстановка в мире. Но если говорить в целом, то я бы хотел обратить внимание на создании совместных предприятий регионов России и Таджикистана, реализующих, по возможности, полный цикл переработки хлопка-волокна или, например, плодоовощной продукции.
Это очень перспективно и выгодно нашим регионам. Дальше больше. Сотрудничество регионов в области транспорта, связи, информатизации, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения и т.д. Этот перечень, по моему мнению, должен постоянно увеличиваться и дополняться новыми взаимовыгодными возможностями для обеих сторон.
- Развивать совместные предприятия и сотрудничать в гуманитарно-экономической области, это, конечно, хорошо. Но имеются ли у регионов квалификационные кадры для этого?
- Вопрос хороший. Но подготовка квалифицированных кадров для нужд экономики и социальной сферы Таджикистана, как и наоборот, может стать особым направлением межрегионального сотрудничества. Мы вначале учим, учимся, делимся опытом, а потом делаем общие серьёзные проекты. Звучит многообещающе.
Сегодня видится целесообразным способствовать формированию условий для привлечения российских капиталовложений в таджикскую экономику, создания новых, в том числе совместных, предприятий, которые могли бы выпускать конкурентоспособную на региональном и евразийском рынках продукцию. Без подготовленных кадров достичь этого будет сложно.
- Юрий, как вы могли охарактеризовать миграционную повестку дня для регионального формата российско-таджикских отношений.
- Некоторые эксперты заявляют о серьёзном оттоке таджикских трудовых мигрантов и сокращении объемов денежных переводов. На это повлияли различные причины. Одна из них связана с ужесточением миграционных правил в России, которые начали действовать с января 2015 года. Но я бы не стал сгущать краски.
Анализ среднесрочного развития рынков труда России и Таджикистана свидетельствует о том, что трудовая миграция между двумя странами сохранила и сохранит свою значимость. Другое дело, что пришло время качественно пересмотреть формат и механизмы миграционного взаимодействия. Особые акценты нужно делать на адаптацию таджикских мигрантов в реалиях российских регионов, разработку профилактических мер по защите их прав. Да и в целом выведению трудовых мигрантов из поля нелегализованных. Многое в этом направлении сегодня уже делается.
- Получается, что миграционная активность сегодня может контролироваться государством?
- Считаю, что время стихийной миграции уже ушло в забвение. Сегодня можно предпринимать взвешенные стратегические решения по этому вопросу. Российские регионы теперь тоже более скрупулёзно относятся к отбору трудовых мигрантов, приоритет отдаётся квалифицированным специалистам, владеющим русским языком. Отдельно хотелось бы упомянуть, что в перспективе будет сформирован единый рынок труда ЕАЭС. И это будет новый этап в миграционных процессах и не только.
- Помимо экономического сотрудничества существуют ли иные интересы регионов России и Таджикистана?
- Региональный формат российско-таджикских отношений подразумевает не только экономическое партнёрство. Это было бы неправильным. Можно зафиксировать, что в последние пять лет в российских регионах было создано немало негосударственных структур, занимающихся вопросами гуманитарного сотрудничества на евразийском пространстве. Институты гражданского сектора позволяют людям через продвижение своих проектов познакомиться с культурой и обычаями других стран, пригласить зарубежных партнеров к участию в собственных проектах.
При этом сегодня повестка неправительственного межрегионального сотрудничества невероятно широка. Это и формирование благоприятного межнационального и межконфессионального климата в общественной среде. Это развитие туризма на примерах успешных региональных проектов. И многое другое.
В завершение отмечу: Локомотивами развития российско-таджикских отношений выступают регионы, субъекты и акторы горизонтальной интеграции, позволяющие выстраивать взаимовыгодный и взаимодоверительный диалог.