-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
Фото: sputnik.kg. Уже более двух лет прошло с официального вступления Кыргызстана в ряды стран-членов ЕАЭС в 2015 г. Несмотря на то, что изначально у этого шага было множество противников, время показало, что это было верное решение – сегодня 92% населения одобряют членство страны в Евразийском cоюзе. В республике стала развиваться легкая промышленность, а положение трудовых мигрантов радикально улучшилось. Экс-министр сельского хозяйства Кыргызской Республики Жумакадыр Акенеев считает, что равитие страны после вступления в ЕАЭС вполне может послужить дополнительным аргументом для Таджикистана и Узбекистана в пользу сближения с ЕАЭС. В интервью «Евразия.Эксперт» профессор Акенеев рассказал о том, как ЕАЭС спас экономику Кыргызстана, а также о сотрудничестве с Китаем и перспективе превращения республики в крупный торгово-логистический центр для остальных стран ЕАЭС.
- Жумакадыр Асанкулович, почему Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу? Ведь не секрет, что в стране были и противники этого решения...
- Вступление Кыргызстана в ЕАЭС было продиктовано острой необходимостью. В 2011 г. вступили в силу правила стран Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан и Россия). В Таможенном Союзе начали действовать новые правила прохождения промышленных и продовольственных товаров. Экспорт из Кыргызстана оказался под угрозой.
В России Госдума приняла решение ужесточить правила нахождения трудовых мигрантов из стран СНГ с 1 января 2012 г. Теперь они должны сдавать экзамены на знание русского языка, приобретать трудовые патенты и, в случае неустройства на работу в течение 3 месяцев, покинуть территорию стран Таможенного Союза. Из 800 тыс. трудовых мигрантов из Кыргызстана 110 тыс. находились в черных списках миграционных служб. Учитывая все эти обстоятельства, руководство Кыргызской Республики приняло решение о присоединении страны к Таможенному Союзу.
18 мая 2011 г. Кыргызстан подал свою заявку на вступление в Таможенный Союз. Она была принята на Совете глав Правительств стран Таможенного Союза. Процесс вступления затянулся на 4 с лишним года вследствие проводившихся переговоров и приведения в соответствие с законодательством стран Таможенного Союза национальных законодательных и нормативных актов.
- Как экономика страны адаптировалась к вступлению в ЕАЭС?
- Для адаптации экономики Кыргызстана к условиям стран Таможенного союза стране была оказана существенная помощь по обустройству фитосанитарных и ветеринарных лабораторий, таможенных и пограничных постов на внешних границах страны.
Так, только Россия с этой целью безвозмездно выделила Кыргызстану $200 млн. Аналогичное решение о выделении Кыргызстану $100 млн на безвозмездной основе принял и Казахстан. С 1 января 2013 г. заработал Кыргызско-Российский Фонд развития экономики с уставным фондом $500 млн.
Давая заявку на вступление в Таможенный Союз, Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС 12 августа 2015 г., поскольку в мае 2014 г. было принято решение о преобразовании Таможенного Союза в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС).
- Каковы последствия для экономики Кыргызстана от вступления в ЕАЭС?
- Спустя два года после полного присоединения Кыргызстана к ЕАЭС можно подводить первые итоги.
Несмотря на то, что вступление страны в ЕАЭС произошло на фоне острого мирового экономического кризиса, девальвации национальных валют стран союза, экономика Кыргызстана увеличила свой ВВП в 2016 г. относительно 2015 г. на 6,8%. Рост экспорта составил 12,6%. За 9 месяцев 2017 г., относительно соответствующего периода 2016 г. рост ВВП составляет 9,6%, а рост экспортного потенциала – 21,3%.
При этом годовая инфляция в 2016 г. составила минус 0,5% (дефляция), за 9 месяцев 2017 г. – 2,3%. Существенно улучшилось положение трудовых мигрантов. Они приобрели статус трудящихся и пользуются всеми льготами граждан стран ЕАЭС. Это включает получение бесплатного медицинского обслуживания, школьного образования для детей, признание всех документов об образовании и квалификации, полученных ранее в Кыргызской Республике.
Существенно стали увеличиваться денежные переводы трудящихся из стран ЕАЭС в Кыргызстан. Если в 2016 г. сумма денежных переводов составила $1,6 млрд, то за 9 месяцев 2017 г. эта сумма превысила $1,5 млрд. В целом по итогам 2017 г. сумма переводов должна превысить $2 млрд, что составит почти 25% от текущего ВВП страны и в 1,4 раза превышает доходную часть республиканского бюджета.
- Россия и Казахстан – традиционные партнеры для Кыргызстана. Однако вступление в ЕАЭС открыло возможности для более тесной интеграции, например, с Беларусью. Что сегодня сближает Бишкек и Минск?
- Основными торговыми партнерами Кыргызстана в ЕАЭС являются Россия и Казахстан. На их долю приходится более половины внешнего торгового оборота страны.
Однако в последнее время уверенные темпы набирает товарооборот с Беларусью. За два года нахождения Кыргызстана в составе ЕАЭС он увеличился в 4,8 раза и превысил $40 млн.
Из Беларуси в Кыргызстан поступает сельскохозяйственная техника, молочная и мясная продукция, сахар, товары легкой промышленности, оборудование. Кыргызстан экспортирует в Беларусь хлопок, табак, сухофрукты, плоды и ягоды.
- Противники вступления Кыргызстана в ЕАЭС объясняли свою позицию тем, что интеграция закроет границы для реэкспорта товаров из Китая в Казахстан и Россию, который, по самым скромным оценкам, составлял до 20% ВВП республики. Что вы можете сказать об этом?
- Вступление Кыргызстана в ЕАЭС далось нелегко. Страна, начиная с 1998 г. (после вступления в ВТО), стала торговать товарами из КНР по сниженным ввозным пошлинам. Около 5% этих товаров продавалось гражданам Кыргызстана, а остальная часть перемещалась в виде реэкспорта в Казахстан, Россию, Узбекистан, Таджикистан и другие страны СНГ.
В стране появилось множество количество громадных рынков, вокруг которых трудились более миллиона человек из 2,8 млн трудоспособного населения. Они и стали первыми противниками вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Однако отечественная экономика стала приходить в упадок. И только создание Таможенного союза отрезвило экономику страны. Для реэкспорта товаров из Китая закрылись границы Казахстана и России. Рынки и базары стали приходить в упадок.
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС спасло положение дел. Сейчас торговля китайскими товарами сократилась в десятки раз, в Кыргызстане набирает силу собственная легкая промышленность.
В настоящее время в этой отрасли занято около 120 тыс. человек. В структуре ВВП легкая промышленность занимает 6,8%. В 2,4 раза увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Уверенные темпы набирает туристическая отрасль, которая увеличила свои показатели в 3,8 раза после вступления Кыргызстана в ЕАЭС.
- Как сегодня настроено киргизское общество в отношении ЕАЭС?
- В 2015 г., по данным социологических исследований, 26% населения страны было против вступления в ЕАЭС. В настоящее время 92% населения страны одобряют членство Кыргызской Республики в ЕАЭС.
- Внутри ЕАЭС, как вы знаете, достаточно высокие требования к качеству продукции. Сыграл ли этот фактор негативную роль для Кыргызстана?
- С вступлением Кыргызстана в ЕАЭС увеличились требования к качеству выпускаемой и поставляемой в ЕАЭС кыргызстанской продукции. Благодаря оказанной помощи по оснащению фитосанитарных и ветеринарных лабораторий современным оборудованием, сегодня продукция из Кыргызстана продается не только в странах ЕАЭС, но и в странах дальнего зарубежья.
- Каким вы видите будущее ЕАЭС? На ваш взгляд, присоединятся ли к этому интеграционному объединению другие страны Центральной Азии в ближайшем будущем?
- В перспективе можно ожидать, что в ЕАЭС могут вступить Таджикистан и Узбекистан. Если брать настроения народа, то уже сегодня более половины населения этих государств хотели бы видеть свои страны в составе ЕАЭС.
Этому очень сильно способствует желание трудовых мигрантов и членов их семей быть в составе ЕАЭС. Они видят, как преобразилась жизнь бывших трудовых мигрантов из Кыргызстана. Последние теперь не сдают никаких экзаменов на знание русского языка, на знание истории, не покупают трудовых патентов, могут работать по специальности, бесплатно получают медицинское обслуживание. А в перспективе могут получать трудовые пенсии государств, где они работают. Надо иметь в виду, что количество трудовых мигрантов из Таджикистана достигает свыше 1,3 млн человек, а из Узбекистана – свыше 3 млн.
- Министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина в воскресенье 1 октября подписали совместное заявление об официальном завершении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Что означает этот договор для Кыргызстана и ЕАЭС?
- Когда Кыргызстан вступал в ЕАЭС, основными аргументами противников вступления было закрытие для кыргызстанцев рынков Китая, других стран дальнего зарубежья, рост цен в Кыргызстане, использование населением товаров только из стран ЕАЭС и т.д.
Ни один из прогнозов противников вступления Кыргызстана в ЕАЭС не подтвердился. Сегодня мы покупаем товары из тех стран, продукция которых нравятся кыргызстанцам.
С КНР Кыргызстан подписал несколько двусторонних соглашений, по которым сегодня в стране осуществляется ряд инфраструктурных проектов. Это строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, реконструкция ТЭЦ в Бишкеке, строительство аграрного технопарка и т.д. Сотрудничество ЕАЭС с Китаем отвечает требованиям и желаниям Кыргызстана. При этом наша страна выигрывает, поскольку через ее территорию проходило в древности шесть караванных путей, из которых сегодня задействовано только два.
Имея большой опыт торговли китайскими товарами, Кыргызстан мог бы стать крупным торгово-логистическим центром для остальных стран ЕАЭС.
- Как вы оцениваете идею строительства железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан»? Нужен ли этот проект Бишкеку?
- Идея проекта железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» существует более 20 лет. Первоначально Кыргызстану пытались навязать идею, что эта железная дорога нужна нашей стране для того, чтобы наша она имела выход к океану. Кыргызстану предлагалось построить свой участок дороги за счет собственных средств.
В настоящее время все расходы по строительству железной дороги берет на себя китайская сторона за счет проекта «Один пояс – Один путь». В конечном итоге в строительстве железной дороги заинтересованы, прежде всего, китайцы, которым необходимо продвигать свои товары и иметь дополнительные коммуникации у себя в тылу на случай блокады КНР со стороны Тихого океана.