-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
Как будут развиваться события после появления нового руководства в Бишкеке, анализировал корреспондент Sputnik
Главная центральноазиатская политическая драма 2017 года — президентские выборы в Кыргызстане — завершилась мирно. Победу одержал выдвиженец от власти Сооронбай Жээнбеков, оппозиционный кандидат Омурбек Бабанов признал поражение и не стал выводить своих сторонников на улицы.
Мирный конец драмы
Президентская гонка в Кыргызстане проходила шумно — на пост главы государства претендовало 13 человек. Однако двое кандидатов взяли самоотвод, и в бюллетенях их имена оказались зачеркнуты.
Лидерами гонки были Сооронбай Жээнбеков и Омурбек Бабанов, между которыми разгорелись нешуточные споры с переходом на личности — на дебатах доходило даже до обещаний в случае победы посадить в тюрьму проигравшего.
Подливал масла в огонь политической борьбы и действующий президент Атамбаев, напрямую обвинивший Казахстан в поддержке Бабанова и вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана, после чего между странами началась необъявленная транзитная война, а на границе образовались огромные очереди.
В целом же выборы прошли тяжело, прокомментировал Sputnik Узбекистан глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. Связано это с суровой борьбой за рейтинги — Бабанов начинал с высокими показателями, и Жээнбекову пришлось многое наверстывать.
"Жээнбеков стартовал с планки 5%, у Бабанова было более 30%. Борьба была суровой, с обеих сторон были задействованы многие ресурсы".
Несмотря на плохие стартовые позиции, победу одержал Жээнбеков — он набрал 54,81% голосов, а Бабанов — 33,74%.
Главным же, по словам Мендковича, стало то, что Бабанов признал поражение, и в стране не начались массовые акции протеста, которые грозили бы вылиться в полномасштабный кризис.
Зарыть топор войны
Резкой смены внешнеполитических векторов не будет — вся кампания Жээнбекова строилась на риторике сохранения курса Атамбаева во внешней политике и продолжения углублений отношений с традиционными партнерами и соседями, рассказал Sputnik заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
Впрочем, без проблем не обойдется — новому президенту придется выстраивать отношения с Казахстаном с чистого листа.
"Жээнбеков — чиновник-хозяйственник, а не политик, он понимает, что необходимо выходить из тупика кыргызско-казахских отношений. Ему будет необходимо налаживать отношения с Астаной с чистого листа", — сказал эксперт.
Поможет зарыть топор войны исключение Атамбаева на какое-то время из политической повестки, объяснил Грозин.
"Обе стороны попытаются закопать топор войны. В Бишкеке, скорее всего, сошлются на субъективный фактор внешней политики, как это уже было раньше. Сейчас политическая конъюнктура поменялась, поэтому Кыргызстан предложит северному соседу наладить отношения в интересах обеих стран", — считает эксперт.
На отношения с Таджикистаном смена власти в Бишкеке не повлияет, рассказал Sputnik Таджикистан заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
В отношениях с Узбекистаном можно рассчитывать на дальнейшее укрепление связей, объяснил Sputnik Узбекистан глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
"Дело в том, что именно Жээнбеков взял курс на улучшение отношений с Ташкентом — например, еще в период премьерства было достигнуто соглашение об открытии границы, что принесло ему голоса в южных областях страны", — объяснил Мендкович.
Будут углубляться и отношения с Россией, рассказал заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
Ожидать резких внешнеполитических маневров от малоискушенного в дипломатии Жээнбекова тоже не стоит, объяснил Грозин.
"От Жээнбекова никто не ждет каких-то резких разворотов, он и не для этого избран в президенты. Вся его идеология не предполагает перемен и потрясений. Может быть, он даже будет углублять уже существующий политический курс".
К тому же, как объяснил Грозин, вопросы внешней политики — одна из немногих тем, в которых оппоненты на выборах демонстрировали единодушие — никто не говорил про необходимость ревизии внешней политики, потому что пытаться улучшить хорошее смысла нет.