Угроза распространения террористических и экстремистских течений с территории Исламской Республики Афганистан (ИРА) в страны центрально-азиатского региона и далее в Россию и СУАР Китая по-прежнему остается неизменной. Этому способствует множество факторов: неумение или нежелание конфликтующих внутри Афганистана сторон искать взаимовыгодные пути нивелирования возникших десятилетия назад противоречий, отсутствие конструктивного подхода внешних игроков к организации процесса мирного решения споров официального Кабула с вооруженной оппозицией и различными террористическими формированиями, война самих группировок друг с другом за ресурсы и влияние в ИРА и др. Иными словами, до тех пор, пока ситуация в самом Афганистане не стабилизируется (с помощью извне, или же без нее), каких бы то ни было положительных изменений ждать не приходится.
Более того, недавнее уничтожение муллы Мансура, заменившего на посту главы Талибана муллу Омара, еще сильней отдалило ИРА от реальной возможности позитивных изменений, поскольку за вакантное место лидера талибов вновь развернутся бои между повстанцами. По крайней мере, на данный момент уже известно, что один из главарей группировки мулла Расул уже отказался признать избранного на смену муллы Мансура маулави Ахундзада. Да и сама операция НАТО по уничтожению муллы Мансура никак не соответствует проводимой переговорной «четверкой» работе по примирению сторон. К слову, официальный представитель Министерства иностранных дел России М. Захарова по этому поводу заявила следующее:
«… На этом примере мы видим повторение … традиционного для США сценария, когда те люди, с которыми они начинают вести переговоры, потом уничтожаются».
Очевидно, что роль центрально-азиатского региона в деле недопущения распространения деструктивных течений с территории ИРА, равно как и значимость тех же российских инициатив по укреплению южных границ региона, учитывая вышеозначенное, повышается многократно. Однако ложным является представление о том, что задача постсоветского пространства в этом деле лежит только лишь в военной плоскости. Об этом говорит даже опыт взаимодействия Афганистана и СССР, позитивные результаты которого сохранились, несмотря на многолетний конфликт внутри ИРА, до сих пор.
Один из видных деятелей Народно-демократической партии Афганистана Сулейман Лаик в интервью информационному порталу «Афганистан.Ру» в начале мая, призывая Москву и Кабул к более тесному диалогу, дал оценку советско-афганскому сотрудничеству, в том числе, сравнив его с нынешним присутствием НАТО в стране:
«… Прошло 16 лет с тех пор, как в Афганистане присутствуют международные силы – США, НАТО и прочие западные страны. Потрачены миллиарды долларов. Но вы не увидите введения в строй таких крупных проектов, как ГЭС «Наглу» (построена Советским Союзом в 1967 г.)
и Саланг (тоннель длиной 2,67 км, построенный советскими специалистами в Гиндукуше под одноименным перевалом в 1964 г.).
Они не смогли даже отремонтировать эти объекты. Была потрачена огромная сумма на ремонт дорог, но дороги по-прежнему разбиты. При этом объект «Дарунта» (ГЭС, построенная Советским Союзом в 1964 г.)
и все экономические объекты, которые важны для любой страны с социально-политических позиций, были результатом деятельности бывшего Советского Союза».
«… Афганистан, как независимая страна, с учетом своих национальных интересов в целях стабилизации ситуации, эффективной борьбы с терроризмом и наркотической угрозой должен подписать соглашения о стратегическом партнерстве со странами региона, в том числе и Российской Федерацией» - заявил, в свою очередь, в конце мая на пленарном заседании Мешрано Джирги (верхней палаты Парламента ИРА) сенатор Мохаммад Алам Изидьяр.
В то же время, у российской стороны есть свое видение перспектив решения афганского кризиса. Газета «Известия» со ссылкой на источники в высших дипломатических кругах России пишет, что Москва в качестве одного из наиболее продуктивных вариантов антикризисных мер для ИРА видит проведение Лойя Джирги – всеафганского совета старейшин. Совпадение или нет, но и в самом Афганистане все чаще стали звучат призывы к организации Лойя Джирги, к которой по неясным причинам власти никак не приступят, хотя сам функционал собрания направлен как раз таки на решение общеафганских проблем. Станет ли Лойя Джирга переломным моментов афганского кризиса – неизвестно, но шансы на это определенно есть.
Булат Мурзагалеев