
Постоянный представитель Азиатского банка развития в Душанбе на странице своего блога сообщил о разработке стратегии сотрудничества АБР с Таджикистаном на 2016-2020 гг. Стоит отметить, что в АБР также отмечали необходимость перехода экономики Республики Таджикистан на новую модель роста. По словам экспертов, это связано с продолжающимися шоками мировой экономики. К слову, в Душанбе наиболее ощутимо влияние кризисных явлений основных партнеров Таджикистана в регионе – России и Казахстана.
Падение темпов экономического роста Росси и Казахстана связано со снижением мировых цен на сырьевые ресурсы, и в особенности на нефть. Это стало причиной девальвационных процессов в двух экспортно-сырьевых экономиках, которые постепенно перекинулись на другие страны региона. Для Таджикистана такие явления стали катализатором снижения доходов бюджета, который сильно зависим от денежных переводов трудовых мигрантов.
По разным данным, объем переводов из России в Таджикистан в этом году будет меньше почти на половину, в сравнении с аналогичными и комфортными для страны показателями двух- трехгодичной давности. В то же время, объемы переводов трудовых мигрантов на родину до сих пор довольно высоки, в связи с чем говорить о преодолении зависимости экономики Таджикистана от средств мигрантов рано. Правительство страны делает шаги к оздоровлению финансовой системы Республики, однако такие меры, в основном, представляют собой административные инструменты ограничения оборота иностранной валюты. В свою очередь сама экономическая модель остается прежней.
В этой связи рекомендации Азиатского банка развития для Душанбе действительно представляют ценность. Экономисты региональной финансовой организации долгосрочного кредитования акцентируют внимание на неэффективности экономики, основывающейся на «потреблении финансируемом переводами». Основные рекомендации экспертов АБР, конечно, не отличаются новизной. Потребность Таджикистана в предлагаемых мерах признается большинством мировых и таджикистанских экономистов уже давно. Однако из обзора Азиатского банка развития может родиться работоспособный комплекс антикризисных мер долгосрочного характера, являющихся основой смены экономической модели.
Базовыми принципами рекомендаций можно назвать развитие промышленности и борьбу с безработицей. Экономисты отмечают необходимость модернизации и наращивания мощностей промышленной базы страны. Это должно повысить уровень занятости населения, экономически-активная часть которого наиболее сильно ощущает последствия девальвационных процессов в странах постсоветского пространства. В то же время, такие меры нельзя назвать краткосрочными.
Немалая часть предложений Азиатского банка развития, ожидаемо, касается улучшения делового климата Таджикистана. Экономисты в очередной раз напоминают о важности внедрения «прозрачных» стимулов для инвестиций и либерализации режима работы предпринимателей. При этом можно утверждать, что введение таких мер не трудозатратно. Например, в мировой практике множество фактов позитивного воздействия моратория на проверки бизнеса государственными структурами. Кроме того,
Душанбе обладает большим потенциалом снижения административной, бюрократической нагрузки на предпринимателей, что в современных условиях может придать бизнесу необходимый импульс к развитию. Уже эти шаги могли бы стать основой для смены устаревшей экономической модели Таджикистана. Однако нельзя не отметить, что для таких преобразований нужна политическая воля лидеров страны.
Алексей Чекрыжов