
В последнее время появилось множество публикаций, касающихся Президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Все они связаны в свете следующих событий. Так, в середине декабря 2015 года парламент республики утвердил новый законопроект «Об основоположнике мира и единства, и лидере нации», который официально провозгласил действующего президента пожизненным лидером таджиков. В Таджикистане к президенту принято обращаться «Чаноби Оли», что в переводе означает «Ваше Превосходительство». Напомним, что 63-летний Эмомали Рахмон бессменно руководит страной с 1992 года и четыре раза подряд участвовал в президентских выборах.
Теперь к общепринятому обращению официально добавился титул «пешвои миллат», что в переводе с таджикского означает «предводитель (или лидер) нации». В конце прошлого года многие эксперты начали обсуждать эту тему. И ряд из них полагали, что таким образом происходит подготовка к президентским выборам 2020 года, как и, например, в 2003 году, когда был принят закон, который увеличивал срок полномочий президента с пяти до семи лет.
22 января 2016 году нижняя палата парламента одобрила несколько поправок в Конституцию Таджикистана. В частности, Э. Рахмон как «основатель мира и национального единства – Лидер нации» получит право выдвигать свою кандидатуру на пост президента неограниченное количество раз. А ранее сообщалось, что Высшее Собрание Таджикистана предлагает закрепить за Эмомали Рахмоном должность главы государства пожизненно. Более того, произошло снижение возрастного ценза для кандидатов на пост президента до 30 лет. Многие эксперты полагают, что эти поправки были внесены для сына нынешнего главы государства, который благодаря этому сможет выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах в 2020 году. Тогда Рустаму Эмомали исполнится 33 года.
Текст нового вышеуказанного законопроекта отправили на экспертизу в Конституционный суд. Затем будет определена дата референдума о поправках в основной закон страны, а в случае положительного исхода голосования – вступит в силу.
Этот документ резко раскритиковали оппоненты действующего Президента Таджикистана и активисты, которые заявили, что это является очередным шагом в отдалении от демократии. Прозападные эксперты в один голос заявили, что Эмомали Рахмон постарался для себя и своего сына, в том числе и для своих многочисленных родственников. В СМИ появились публикации, где говорилось, что данные поправки вызвали возмущения у местного населения. В частности отмечалось, что все ключевые посты заняты ближайшими родственниками Эмомали Рахмона, которые занимаются своим обогащением. Ряд аналитиков опасаются, что может повториться аналогичная ситуация, как в Кыргызстане, где родственники Курманбека Бакиева также занимали ключевые посты. Все это окончилось революцией, жертвами среди мирного населения и бегством президента. Но ведь есть и положительные примеры такой передачи власти. К тому же справедливости ради нужно сказать, что и в других странах наблюдается такая тенденция и общественность в этом не видит ничего плохого. Наоборот, вопрос заключается в преемственности власти во избежание различных политических катаклизмом, и без того подогреваемых различными неправительственными организациями, финансируемыми из-за рубежа.
В столь остром вопросе, впрочем, как и в любом другом, есть и совершенно иное мнение. Так, ректор Таджикского национального университета Мухаммадюсуф Имомзода, заявил: «Объявление действующего президента Лидером нации есть отражение народной любви к своему славному сыну, и этот акт не имеет никакого отношения к авторитаризму и культу личности».
Кроме того, один из бывших полевых командиров Объединенный таджикской оппозиции (ОТО) и бывший начальник УБОП в Раштском регионе Мирзохуджа Ахмадов, который в настоящее время возглавляет дехканское хозяйство, заявил, что тоже считает Эмомали Рахмона лидером нации: «Я считаю, Президента Таджикистана лидером нации за то, что он погладит по голове сирот. Уделяет особое внимание старикам и беспомощным. По-отцовски проявляет милость к ним и окажет им материальную помощь».
В свою очередь, ряд западных аналитиков не перестают называют режим правления Э. Рахмона авторитарным. Так, в интервью DW эксперт Центра исследований кризисных (CSRC) на Мальте Наталья Харитонова заявила: «В Таджикистане установился авторитарный режим с жесткой вертикалью президентской власти, которой фактически подчинены законодательная и исполнительная ветви, а также в значительной мере СМИ. Этот режим накладывается на традиционную для данного региона клановую модель, чьей основной функцией является контроль над весьма скудными ресурсами страны».
Другие прозападные эксперты пошли дальше, утверждая, что присвоение Президенту Таджикистана титула «Лидер нации» является попыткой переписать историю, навязать таджикам миф об объединении народа Э. Рахмоном. Дальше звучат совсем пугающие предположения, что «подобное положение дел чревато нарастанием экстремизма и протестных настроений. Люди, разочаровавшиеся во власти, давно уже ищут справедливости в радикальных течениях». В публикации отмечается, что «Россия, пользуясь откровенной слабостью Таджикистана, превращает его в плацдарм для военного базирования РФ, реализации планов ОДКБ в регионе». Из этих слов совсем уж понятно, откуда «дует ветер» – с Запада.
Столь острая критика сильно преувеличена. Безусловно, есть проблемы в стране. Но где их нет? Существуют они и в странах постсоветского пространства, в том числе и в республиках Центральной Азии. Народ всегда жил нелегко, тем более сейчас – во времена мирового экономического кризиса. Как бы там ни было, самое главное достижение Эмомали Рахмона – это мирное небо над головой! Некоторые эксперты почему-то умалчивают тот факт, что ОДКБ, куда входят большинство и центрально-азиатских республик, является сдерживающим фактором от проникновения различных террористических и экстремистских движений на территорию региона.
Кроме всего прочего, в изданиях пишут и о том, что с принятием последних поправок в Конституцию Э. Рахмон постарался для себя. В случае, если здоровье не позволит возглавить страну в 2020 году, то его сын сможет это сделать. С другой стороны, это тоже один из приемлемых вариантов. Главное для республики, чтобы власть перешла мирным путем. Если Эмомали Рахмону удалось подготовить приемника в лице своего сына, то это тоже неплохо. А насколько он может оказаться достойным Президентом Таджикистана покажет только время, поэтому, скорее всего, пока рано давать однозначную оценку данным событиям.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»