В условиях кризиса, следствия которого ощущаются в любой стране мира, каждое государство старается принимать меры протекции максимума секторов экономики. Одним из самых уязвимых при этом является банковский сектор. Среди наиболее негативных кризисных факторов для банков можно назвать снижение покупательной способности населения, что напрямую влияет на банковскую деятельность. Не является исключением и Таджикистан, банковская система которого представлена некоторыми структурными и институциональными проблемами.
Безусловно, главной причиной новых рисков банковской системы Таджикистана являются кризисные явления в экономиках крупнейших соседей – в Казахстане и России. Немаловажно также и замедление темпов экономического роста Китая. Однако именно негативные явления в экономиках России и Казахстана, одним из последствий которых стала корректировка курсов национальных валют, можно назвать первостепенными фактором риска для банков Республики Таджикистан.
Снижение курсов рубля и тенге по отношению к доллару обусловило сокращение доходов таджикистанских трудовых мигрантов, работающих на территории России и Казахстана. Миграционные службы стран ЕАЭС отмечают процессы оттока трудовых мигрантов. Оставшиеся таджикистанские рабочие теперь отправляют на родину меньшие суммы, в сравнении с объемами их денежных переводов двухгодичной давности. Это косвенно сказывается и на банковском секторе. Дело в том, что снижение покупательной способности населения может спровоцировать рост необслуживаемых кредитных обязательств, равно как и падение спроса на банковские продукты. С другой стороны, курс сомони также снижается. В течение прошлого года курс национальной валюты Таджикистана по отношению к доллару снизился на 42%. Это, однако, является ответом/выравниванием стоимости валюты Таджикистана в корреляции с рублем и тенге.
К слову, количество трудовых мигрантов из Кыргызстана и Армении, напротив, увеличивается, что связано с введением единого режима трудоустройства на территории Евразийского экономического союза. Возможно, ускорение процессов рассмотрения возможностей интеграции Таджикистана в ЕАЭС могло решить ту проблему. Доходы мигрантов обеспечивают ощутимую долю спроса на банковские услуги. По крайней мере, на таджикистанские банки такой импульс уже бы оказал положительное влияние.
Вместе с тем, Национальный банк Таджикистана сообщает о процессах увеличения депозитов физических и юридических лиц в банках страны. Причем процессы роста объема депозитов имеют положительную динамику на протяжении нескольких лет. По мнению экспертов, эти процессы, тем не менее, нельзя признать однозначной заслугой банков Таджикистана. Скорее это вызвано желанием части населения страны, имеющего сбережения, сохранить финансовые средства в период кризиса в мировой экономике.
С другой стороны, в период кризисных явлений среди населения возникают опасения «банкротства банков», которые зачастую основаны на беспочвенных слухах. Многие вкладчики демонстрируют намерения прекращения депозитного размещения средств, однако их останавливают высокие процентные ставки, которые предлагаются банками. В этой связи банки не рискуют снижать доходные ставки по депозитам, в то же время предлагая слишком высокие процентные ставки по кредитным услугам. Можно утверждать, что уменьшение процентов по кредитам вызовет сокращение объема депозитных вкладов.
Нельзя исключать и фактор низкой банковской культуры финансовых институтов Таджикистана. Если банки соседей по региону (России и Казахстана) меняют политику управления, внедряя инструменты эффективного менеджмента, «бережливого производства», то Душанбе пока отстает в этой составляющей. Модернизация банковского сектора, а также государственная финансовая политика Таджикистана самого ближайшего будущего станут основными факторами развития банков страны. Сегодня банковские услуги остаются востребованными, однако нельзя забывать о существующих финансовых рисках. Тем более что первые негативные «звоночки» в виде роста объемов необслуживаемых кредитов уже прослеживаются.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»