
Рост угроз безопасности, связанных с активизацией на территории Исламской Республики Афганистан движения «Талибан», ИГ (ДАИШ) и других террористических группировок, ведет к прямой угрозе дестабилизации ситуации в Центральной Азии в целом. Таджикско-афганская граница является южным рубежом зоны ответственности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поэтому усиление бандформирований вызывает обеспокоенность. Деградация ситуации в Афганистане является тревожным фактором, влияющим на безопасность Республики Таджикистан в частности.
Появившиеся внутренние противоречия в движении «Талибан», в том числе по вопросу нового лидера, создали вакуум, который поспешили заполнить представители ИГ, а многие талибы оказались в рядах данной экстремистской организации. Теперь установление халифата является общей целью. Таким образом за относительно короткий срок ДАИШ успел распространить свое влияние на большую часть территории Афганистана, в большинстве провинций которого успешно действуют бандформирования.
Афганские власти неспособны самостоятельно справиться с многочисленными группировками. Учитывая данное положение дел, Москва оказывает Кабулу военную помощь. Со слов некоторых высокопоставленных военных чиновников, были доставлены несколько партий стрелкового вооружения и боеприпасов. Еще в конце октября 2015 года Президент Афганистана Ашраф Гани обратился к Москве с просьбой о поставках артиллерии, нескольких ударных вертолетов Ми-35 и т.д. Нужно понимать, что Россия оказывает помощь исключительно из-за опасений возможной дестабилизации ситуации в Центральной Азии. По заявлению начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, генерала армии Валерия Герасимова, в Афганистане действуют до 50 тысяч боевиков различных группировок, включая около 40 тысяч талибов и 2-3 тысячи сторонников «Исламского государства». К тому же в 2015 году в результате диверсионно-террористической деятельности радикальных экстремистов на 25% увеличилось число погибших афганских граждан, составив более 3,5 тысяч человек.
Принимая во внимание ухудшение военно-политической обстановки в северных афганских провинциях, со слов российского посла в Душанбе Игоря Лякин-Фролова, разработан целостный план по противодействию угрозам. Действительно, были приложены дополнительные усилия по охране таджикско-афганской границы. Дислоцированная здесь 201-я российская военная база в соответствии с соглашением о ее статусе защищает интересы обеих стран, обеспечивает безопасность республики, при этом являясь одним из гарантов стабильности всего Центрально-Азиатского региона. Усилению ее боевого потенциала поспособствовала оснащение ударными и транспортно-боевыми вертолетами. Большинство как таджикских, так и российских военачальников уверены, что в случае обострения обстановки военная база сможет выполнить любые поставленные перед ней задачи.
Еще одной угрозой для национальной безопасности Таджикистана остается проблема радикализации общества: усиление противостояния между представителями официального и неофициального духовенства, распространение экстремистской идеологии, в том числе и среди сотрудников различных государственных органов власти и управления. Несмотря на то, что большая часть граждан республики, получавших нетрадиционное религиозное образование за рубежом, были возвращены в страну, порядка 250 человек продолжают обучение в иностранных учебных заведениях. Некомпетентность органов образования и представителей официального духовенства привела к росту популярности радикальных религиозных учений среди молодежи, выражающаяся в изучении экстремистской литературы. Хорошее вознаграждение, выплачиваемое за каждого отправляемого в конфликтные зоны (Афганистан, Ирак, Сирию и т.д.) новобранца, способствуют активизации некоторых террористических ячеек. По словам министра внутренних дел Таджикистана Рамазона Рахимзода, в настоящее время в вооруженных действиях в «горячих точках» за рубежом участвуют свыше 600 граждан республики. По возвращению на Родину они могут составить боевое ядро террористической активности, направленной на дестабилизацию внутриполитической обстановки в интересах внешних сил. Для того, чтобы не допустить такого сценария предполагается сформировать комплексную государственную стратегию в духовно-нравственной сфере. Со слов директора третьего департамента стран СНГ МИД РФ Александра Стерника, Россия и страны Центральной Азии ведут совместную работу по противодействию вербовке людей в ИГ. К тому же обезвреживание правоохранительными органами пособников ДАИШ среди местного населения приносит свои результаты.
Дополнительные трудности для компетентных ведомств возникли с началом вещания радио ИГ в нескольких провинциях на севере Афганистана. Радиостанция таким образом служит еще одним инструментом вербовки новых членов. Теперь эта проблема стала не только головной болью афганских властей, но и Таджикистана, ведь явно начинается формирование плацдарма для наступления и на Центрально-Азиатский регион. Но при всем этом радует одно, по признанию таджикских экспертов, в любом случае, республике не придется бороться с экстремистскими организациями в одиночку, любая агрессия на границе сразу же будет подавляться Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ. И не зря приоритетной задачей Организации договора о коллективной безопасности в заявлении, принятого по итогам саммита ОДКБ в Москве 21 декабря 2015 года, было названо решительное пресечение деятельности террористической группировки ИГ.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»