На прошедшем в Чжэнчжоу заседании Совета глав правительств государств-участников Шанхайской организации сотрудничества китайская сторона выступила с предложением о создании зоны свободной торговли в рамках ШОС. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил, что участники достигли договоренностей о планах по скорейшей выработке мер по созданию ЗСТ Шанхайской организации. Странами ШОС заявлено два столпа развития организации – безопасность и экономика. В условиях кризиса сырьевых на сырьевых рынках и в финансовых системах государств региона особенно значимо, что в последнее время экономические инициативы в кругах наднациональной организации набирают популярность. Конечно, скорейшего формирования зоны свободной торговли ожидать не приходится, однако к 2020 году стороны обещают завершить подготовительные работы.
Стоит отметить, что в Астане сегодня рассматривают возможности формирования общей зоны свободной торговли ШОС и Евразийского экономического союза. В 2016 году председательство в ЕАЭС переходит к Казахстану, в связи с чем можно предположить, что Астана будет проталкивать эту идею в Евразийской экономической комиссии. К слову, шаг представляется выгодным в призме необходимости интенсификации межгосударственной торговли. Однако нельзя исключать того, что в пространстве ШОС найдется государства, которые будут не готовы поддержать инициативы Китая и Казахстана. Дополнительно, эксперты стран постсоветского пространства к таким предложениям также относятся крайне настороженно. Дело в том, что пока не озвучены позиции, по которым могут быть отменены таможенные изъятия, существуют риски давления на ряд отраслей экономики Казахстана, как и других участников наднациональных объединений.
Основные опасения, ожидаемо, вызывает участие в зоне свободной торговли ШОС крупнейшей экономики Китая. В случае отмены таможенных изъятий по ряду позиций под удар попадут казахстанские представители легкой промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства. Дешевые китайские товары могут поглотить рынок Казахстана, даже проходя транзитом на территории других государств-участников ЗСТ Шанхайской организации.
Отношение других представителей ШОС к инициативам по созданию зоны свободной торговли также нельзя назвать однозначно положительным. Например, по словам первого заместителя премьер-министра Узбекистана Рустама Азимова, Узбекистан пока не готов к вступлению в безбарьерную зону. Ташкент справедливо опасается притока большого числа иностранных товаров и повышения давления на отечественных производителей.
Экспертное сообщество совместно с представителями бизнеса всех государств-участников ШОС и ЕАЭС говорит о том, что к формированию зоны свободной торговли стоит подходить максимально осторожно. Можно утверждать, что стороны не зря заявляют ощутимые сроки реализации проекта. Уже сегодня становится ясно, что в ходе формирования ЗСТ будет возникать большое число противоречий. Позиции таможенных изъятий, которые могут подлежать отмене между участниками ШОС, станут предметом торга. Здесь особенно важно, чтобы власти той или иной страны не шли на уступки крупным игрокам Шанхайской организации. Речь идет, прежде всего, о Китае, который может предложить в качестве аргумента новые объемы инвестиций. Иными словами, в погоне за преференциями в рамках ШОС не менее важно защитить внутренний рынок.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»