
«Исламское государство», как и многие другие экстремистские группировки, первоначально было создано искусственно при финансовом и военном содействии для осуществления политических целей в регионе, но со временем вышло из под контроля и стало самостоятельно действующей силой. По информации ветерана органов КГБ СССР Давлатходжи Назирова, так называемая Хуросонская группировка ИГИЛ давно находится на территории Афганистана. В свою очередь власти Афганистана не могут самостоятельно бороться со всеми группировками в стране, тем более что даже помощь США и их союзников, как оказалось, малоэффективна. Предпринятые новые пути примирения с движением «Талибан» посредством переговоров тоже не принесли результатов.
Учитывая комплекс социально-экономических, политических проблем, граничащий с Афганистаном Таджикистан, как и другие Центрально-Азиатские государства, является наиболее комфортным полем для вербовщиков «Исламского государства». По официальным данным таджикских властей, в Сирию и Ирак уехали более 600 граждан этой страны. Бегство в ИГИЛ командира таджикского ОМОНа, полковника Гулмурода Халимова было самым резонансным, который в своем видеообращении пригрозил республиканским властям вернуться обратно и свергнуть действующий режим.
В то же время некоторые эксперты отмечают, что военная угроза со стороны «Исламского государства» преувеличена. Но есть большая вероятность активизации вербовочной работы путем распространения радикальной идеологии. Более того, в конце августа 2015 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами Таджикистана были задержаны четырнадцать жителей г. Нурек Хатлонской области по подозрению в пропаганде идей «Исламского
государства», которые в центре города вывесили черный флаг террористической организации. Это не единичный случай. Подобный инцидент произошел в начале месяца в г. Шаартуз Шаартузского района той же области, когда флаги были вывешены рядом со зданием районной администрации. Тогда были задержаны восемь жителей. Судя по официальной версии, жители Нурека решились на такой шаг, познакомившись в интернете с боевиком группы «Исламского государства» по имени Юнус, при этом один из задержанных говорит, что их как будто загипнотизировали. Сказанные слова действительно наталкивают на мысль, что вербовщики осваивают современные технологии для психологической работы с будущими единомышленниками и распространяют экстремистские материалы через сеть «Интернет». Прежде террористические организации («Аль-Каида», «Талибан» и т.д.) так умело не использовали современные коммуникационные технологии. Поэтому методы распространения идей «Исламского государства» являются более опасными, чем предшественников.
По сообщению «Радио Озоди», 1 сентября нынешнего года Эмомали Рахмон, выступая пред студентами Кулябского государственного университета, выразил крайнюю обеспокоенность тем, что хатлонская молодежь под влиянием экстремистских течений пополняет ряды террористической организации ИГИЛ. По мнению президента, виновниками в этой ситуации выступают не только родители, но и окружающее общество.
Заметим, что с учетом нарастающей угрозы для стран Центральной Азии со стороны «Исламского государства» и других группировок Душанбе предпринимает меры по укреплению афганско-таджикской границы и всесторонней подготовке воинских частей и подразделений. Пограничные службы Таджикистана уже с февраля этого года осуществляют усиленную охрану рубежей республики. Но с учетом большой протяженности границы и прохождения по горной местности предпринимаемые меры являются лишь профилактическими. В такой ситуации террористическая угроза требует противодействия на межрегиональном уровне.
На пресс-конференции 31 августа 2015 года Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа выступил с очередным заявлением о готовности Организации Договора о коллективной безопасности наращивать помощь Таджикистану для предотвращения распространения терроризма и других угроз в Центральной Азии из Афганистана. Такая необходимость связана с тем, что значительные территории Исламской Республики Афганистан контролируются талибами и другими группировками, а предпринимаемые пограничниками страны меры безопасности далеки от совершенства. «Мы исходим из главного постулата: Таджикистан – форпост на пути проникновения в Центрально-Азиатский регион и на территорию стран Договора о коллективной безопасности очень многих вызовов и угроз, которые связаны с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков», – отметил генсек ОДКБ. Напомним, что есть соглашения и договоренности о модернизации вооруженных сил Таджикистана, в рамках которых Российская Федерация дополнительно выделила республике военную помощь на общую сумму 70 млрд рублей (1,2 млрд долларов) и оказывает поддержку поставками военной техники, при этом безвозмездно. Кроме того, в российских военных учебных заведениях готовят специалистов для таджикской армии, а проводимые совместные учения стран ОДКБ повышают боевой опыт республиканских войск. К тому же в такой непростой ситуации для Таджикистана гарантом стабильности и одним из элементов в общей системе обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона является российская 201-я военная база, дислоцированная в трех городах (Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе) республики.
Таким образом, военная помощь, оказываемая Россией и ОДКБ, является объективной необходимостью в борьбе с «Исламским государством» и отвечает интересам национальной безопасности Таджикистана и коллективной безопасности ОДКБ, СНГ, ШОС в целом. Предпринимаемые меры обеспечивают возможность реагировать на внешние угрозы в начальной стадии.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»