Несмотря на развернувшийся кризис в мировой экономике, темп евразийских интеграционных процессов не показывает склонности к замедлению. Об этом говорит множество факторов: расширение евразийского объединения, создание зон свободной торговли и другие важные этапы развития новообразованного Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Не лишним будет отметить и исполнение финансовых договоренностей российской стороной, как одного из основных интеграторов в рамках объединения.
Так, созданный на этапе подготовки присоединения Кыргызстана к ЕАЭС, Российско-Кыргызский фонд развития объявил о начале выдачи кредитов сельхозпроизводителям.
«Кредиты будут выдаваться в долларах под 7%, в сомах под 12%, сроком на 5 лет, в том числе через госбанки республики» - сообщила в интервью РИА Новости пресс-служба Правительства Кыргызстана. Таким образом, несмотря на сохранившийся скепсис среди некоторой части экспертного сообщества КР, страна действительно встает на путь позитивного и долгосрочного развития, уходя от грантозависимости перед западными партнерами.
В то же время, информационное поле евразийского пространства активно обсуждает вопрос интегрирования в ЕАЭС другого центрально-азиатского государства – Таджикистана. Примечательно, что во время формирования, своего рода, предшественника ЕАЭС – ЕврАзЭС, Душанбе был в авангарде межгосударственной работы. Сейчас РТ, напротив, демонстрирует объективно недостаточные усилия в этом направлении, что негативно сказывается на ближайших перспективах развития таджикской экономики.
Отчасти это связано с тем, что руководство центрально-азиатского государства слишком много поставило на участие страны в ВТО, ошибочно полагая, что членство в столь глобальной организации априори сулит экономический подъем. Как итог, с начала 2013 года, когда Таджикистан вступил в ВТО, объемы внешней торговли республики с миром несколько снизились. Ссылаясь на статистические данные Таможенной службы РТ по внешней торговле, М. Петрушков, эксперт из РТ, на этот счет пишет следующее:
«… суммарно уменьшение объема внешней торговли только за I полугодие 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило более 567 млн. долларов. И это в условиях членства РТ в ВТО».Однако, учитывая очевидные плюсы именно региональной интеграции, которая позволяет более качественно кооперировать усилия стран в межгосударственных объединениях, ЕАЭС для Таджикистана является именно тем инструментом, который позволит вести продуктивную работу на внешнем рынке, прежде всего, в рамках ВТО. Да и сама суть регионального союза несет в себе больше, нежели сугубо экономические выгоды.
Явным доказательством, в данном случае, является тот же миграционный вопрос. Уже неоднократно указывалось, что членство в ЕАЭС для РТ жизненно необходимо в условиях, когда существенная часть работающего населения, не имея вариантов трудоустройства на родине, отправляется на заработки заграницу. Причем, таджикистанцы отправляются в РФ не только из-за работы, но и по другим причинам. Например, для получения образования.
В то же время, ужесточение миграционного законодательства РФ обусловило существенно расширение черных списков. По разным оценкам, на данный момент в них числится порядка 300 тысяч граждан Таджикистана. Представляется, что большинство из них попало в список по незначительным, но все же правонарушениям. Студенты, к сожалению, не исключение.
В этом случае спасительными оказались межправительственные договоренности РФ и РТ. На полях саммитов ШОС и БРИКС, прошедших в г. Уфа, В. Путин и Э. Рахмон обсуждали вопросы миграционного характера. Как итог, таджикским студентам, которые по тем или иным причинам попали в черный список, отныне необходимо обращаться в Представительство ФМС РФ в Таджикистане для получения справки, разрешающей въезд. Но это только учащиеся. Что делать с теми, кто по незнанию или же по другим причинам не может отправиться в Россию?
Членство в ЕАЭС в действительности является для официального Душанбе решением многих острых экономических и социальных вопросов. Наряду с полным открытием границ для работников, учащихся и таджикских товаров, центрально-азиатское государство получит инвестиции, мощных партнеров близких по менталитету и, самое главное, перспективу, которую нельзя назвать «заоблачной».
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»