С момента обретения государственной независимости республики Центрально-Азиатского региона получили возможность выбора собственного пути развития. Существенно изменился характер и уровень взаимоотношений стран региона с другими государствами мира, прежде всего с соседними. Впрочем, нерешенность внутренних вопросов затрудняет развитие взаимоотношений между центрально-азиатскими государствами, в том числе в осуществлении интеграционных процессов, обеспечении национальной и региональной безопасности.
В настоящий момент вопрос демаркации границ является наиболее существенным во внутрирегиональном аспекте, так как пределы большинства центрально-азиатских государств были определены еще в советское время и не совпадают с территориями расселения народов региона. Поэтому полная демаркация границ между республиками региона поможет избежать территориально-пограничных проблем.
Проблема урегулирования границ между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан сосредоточена главным образом в южной части Ферганской долине (между жителями семи сел Баткенского района Кыргызстана и трех кишлаков Исфаринского района Ходжентской области Таджикистана) – на стыке границ Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Основными причинами напряженности являются дефицит плодородных земель, недостаток поливной воды, быстрый рост численности населения.
Практически с 2002 года не было прогресса в вопросах делимитации и демаркации границ между Кыргызстаном и Таджикистаном, несмотря на все обращения и просьбы жителей приграничных территорий. Причина кроется в отсутствии единой правовой базы – стороны не могут договориться, по какой из карт будет определяться государственная граница. Таджикская сторона предлагает определить границу с учетом документов 1924-1927 годов, а Кыргызстан считает необходимым исходить из материалов паритетной комиссии от 1958 года.
Для решения данного вопроса в январе 2015 года в Душанбе начала работу кыргызско-таджикская рабочая группа по уточнению линии межгосударственной границы, которая должна детально ознакомиться с картой, обнаруженной в архивах России. Для этого из России в Бишкек были доставлены архивные документы, касающиеся кыргызско-таджикской границы.
Напомним, протяженность границы между Таджикистаном и Кыргызстаном составляет более 970 километров, из которых делимитировано около 530 километров. При этом границы определены только в горной местности, так как в заселенных долинных зонах споры все еще продолжаются.
Пока стороны не могут прийти к единому мнению, продолжают происходить и приграничные конфликты на спорных участках. Возможные двусторонние разногласия сводятся либо к административно-техническим проблемам, для решения которых необходимо создавать экспертные комиссии по делимитации, либо к политическим вопросам, связанными с открытыми или латентными территориальными претензиями друг к другу. Во втором случае обычно используются (альтернативно или параллельно) две линии поведения: максимальное затягивание процесса урегулирования двусторонних пограничных вопросов или же попытки односторонней демаркации, а подчас и инженерно-технического обустройства неделимитирований границы. Например, недавно, 3 августа 2015 года, произошел конфликт между жителями Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана. По сообщению Отдела по связям с общественностью и СМИ Государственной пограничной службы Кыргызстана около 120 таджикистанцев и 80 кыргызстанцев метали друг в друга камни. Другие источники передают, что в происшествии участвовало до 500 человек с обеих сторон.
Приведенные выше факты подтверждают, что между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан процесс делимитации и демаркации границ происходит довольно сложно и встречает на своем пути немало препятствий. Для урегулирования сложной ситуации официальными властями двух республик проводится определенная работа. Вероятно, данный вопрос должен быть решен в рамках международного права и уважения интересов заинтересованных сторон. Специалисты считают, что с уточнением границ работа пограничников стала бы спокойнее, было бы меньше пограничных инцидентов.
Несомненно, стимулом в решении проблемы может послужить, в частности, и российское посредничество, а до некоторой степени и соответствующий переговорный процесс в рамках ШОС (к примеру, можно упомянуть, подписанное 5 июля 2000 г. в рамках душанбинского саммита «Шанхайской пятерки» трехстороннее Соглашение о точке стыка государственной границы Китая, Кыргызстана и Таджикистана).
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»