
В СМИ Индии просочилась информация, что их премьер-министр Нарендра Моди во время визита 12-13 июля в Таджикистан снова будет просить президента Эмомали Рахмона арендовать военный аэродром «Айни» («Гиссар»). Также планируется посещение военного трехэтажного госпиталя, построенного за счет средств, выделенных индийским правительством и рассчитанного на 50 коек, который расположен на территории войсковой части 07017 министерства обороны в Бахтарском районе на юге Таджикистана и оснащен современным оборудованием индийского производства. При этом в течении последующих двух лет 73 индийских специалиста будут обучать своих таджикских коллег навыкам работы с современным оборудованием. Это жест доброй воли?
Напомним, до распада СССР на территории военного аэродрома «Айни» находился завод по ремонту вертолетов со взлетно-посадочной полосой, протяженность которой составлял 3200 метров. Расположен он в 25 километрах западнее Душанбе.
Согласно двустороннему соглашению, подписанному между Индией и Таджикистаном в 2002 году, Дели отреставрировала аэродром в 2007 году, потратив 70 млн долларов. Планировалось разместить индийскую эскадрилью вертолетов Ми-17, а также обучать пилотов ВВС Таджикистана. В этом же году в результате изменения своей геополитической стратегии Таджикистан отказал Индии в аренде аэродрома.
На данный момент аэродром является важнейшим военным объектом, так как оснащен современным техническим и навигационным оборудованием. С учетом длины взлетно-посадочной полосы 3,2 км, аэродром способен принимать все имеющиеся в мире типы самолетов. Работа центра управления полетами и навигационного центра скоординирована с деятельностью других соответствующих структур аэропортов и навигационными центрами страны, что является важной составляющей объекта. Расположенное на территории аэропорта учебное здание позволяет офицерам, солдатам и другим специалистам Военно-воздушных сил страны обучаться и усовершенствовать профессиональные навыки.
С момента, когда правительство Индии возглавил Нарендра Моди, усилилось давление Дели по поводу аренды авиабазы «Айни». Данный вопрос является сложным и проблематичным, так как кроме России, свое влияние на Таджикистан могут оказать Китай и Пакистан. Ведь от аэродрома до таджикско-китайской границы всего лишь полчаса полета. Таджикистан не имеет сухопутной границы с Пакистаном, обе страны разделены афганским узким Ваханским коридором, и перспектива открытия индийской авиабазы может поднять определенные вопросы в Пакистане. Тем более, в последние годы Пакистан предпринимает меры с тем, чтобы отговорить Таджикистан от сдачи в аренду авиабазы «Айни» индийской стороне. Например, еще в 2012 году Пакистан предложил восстановить два других аэродрома Таджикистана и проводить бесплатное обучение пилотов ВВС Таджикистана.
Вопрос об аренде аэродрома «Айни» стал политическим манипулятивным инструментом. В прессе время от времени появляются сообщения о том, что Таджикистан рассматривает возможность передачи в аренду данного объекта индийской стороне. Однако официальный Душанбе постоянно опровергает эти сообщения. Писали даже о том, что свой интерес проявляли и США, и представители НАТО. Был даже разговор о том, что дислоцированные на аэродроме в Душанбе французские самолеты «Мираж» после реконструкции «Айни» переселятся именно туда. Но пока ни одно из данных сообщений не подтвердилось. Кажется, точку в этом вопросе поставило в свое время Министерство обороны республики, ссылаясь на слова президента страны: «в Таджикистане не было, нет и не будет никогда никаких иностранных военных баз, кроме уже существующей российской».
Что касается позиции России насчет данного вопроса, то в 2005 году будучи вице-премьером, министром обороны Сергей Иванов после встречи с главой индийского правительства заявил, что Россия и Индия могут совместно использовать военный аэродром Айни в Таджикистане. В свою очередь, индийский маршал Прадип Васант Найк заявлял, что «очень важно получить военную базу за рубежом, в частности в Центральной Азии. Однако по вопросу военного аэродрома «Айни» договоренность должна быть достигнута между Таджикистаном и Россией». Это является подтверждением тезиса о том, что авиабаза около столицы Таджикистана уже давно является ключом к стратегическому расширению Индии в Центральной Азии.
Кстати, между Россией и Таджикистаном в августе 2008 года было подписано соглашение о расширении военного и военно-технического сотрудничества, предполагающее использование «Айни» в интересах ВВС РФ. Москва взяла на себя обязательства по завершению модернизации аэродрома – нужно было достроить все те инфраструктурные объекты, которые начала возводить Индия. В сентябре 2010 года официально аэродром был сдан в эксплуатацию после модернизации Россией. Но с тех пор продолжается «игра в кошки мышки». То и дело Таджикистан предъявляет новые условия России с целью получения дополнительных преференций.
Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: к чему может привести игра таджикской стороны с заинтересованными участниками? Время идет и нужно определяться. Более того, нахождение индийской базы за спиной Исламабада обязательно создаст угрозу нанесения Дели превентивного удара по незащищенным объектам в тылу Пакистана, где находятся основные экономические зоны и ядерные объекты страны, практически слабо прикрытые объектами противовоздушной обороны.
Таким образом, предвидимый выход из возможной существующей эскалации конфликта один – как в свое время заявлял председатель исполкома Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов: «Соглашение о совместном использовании аэродрома «Гиссар» – это самое большое, что может и должен сделать Таджикистан в отношении России. А отдавать базу кому бы то ни было в собственность нельзя». Тем более, что «Айни» изначально считался объектом 201-й российской военной базы и на нем допускалось присутствие таджикской авиатехники, которую МО РФ передало военному ведомству страны.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»