
Последние контакты на государственном уровне официальных лиц Таджикистана и Узбекистана позволяют говорить о возможном потеплении отношений между двумя странами, отношения элит которых долгое время характеризовались враждебностью. В контексте возможной эскалации угроз в секторе безопасности со стороны нестабильного Афганистана такая динамика может оцениваться позитивно.
К середине 2014 года стороны констатировали сокращение товарооборота двух стран за последние семь лет в 142 раза (с 300 млн $ до 2,1 млн $). После долгого молчания на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе Президенты двух суверенных государств встретились другом с другом и обсудили ряд важных вопросов. Напомню, что противоречия двух национальных лидеров приводили к серьезным скандалам и рукоприкладству, после одной из которых Э. Рахмон гневно пообещал И. Каримову «забрать» Бухару и Самарканд (крупнейшие города Узбекистана, в которых проживает преимущественно таджикское население).
После душанбинского саммита Ислам Каримов совершил визит в Душанбе, по результатам которого были достигнуты соглашения о возобновлении авиасообщения между Ташкентом и Душанбе, а также были заключены другие, в том числе и неформальные договоренности.
В конце апреля 2015 года Таджикистан и Узбекистан договорились обеспечивать безопасность общей границы. Решение принято на первом совместном заседании представителей пограничных ведомств двух стран.
В конце 1990-х гг. Узбекистан после вылазок экстремистской группировки «Исламского движения Узбекистана» (ныне «Исламское движение Туркестана», которое, по некоторым сведениям, присягнуло «Исламскому государству») в одностороннем порядке заминировал границу с Таджикистаном, что привело к жертвам среди мирного населения. Помимо этого Узбекистан ввел визовый режим для граждан Таджикистана. Протяженность границы составляет более 1,5 тыс. километров и ее невозможно охранять силами только пограничников.
После начала строительства Таджикистаном Рогунской ГЭС отношения между соседями и вовсе стали крайне напряженными. Ташкент неоднократно заявлял, что ни при каких обстоятельствах не согласится на строительство Рогунской ГЭС.
Однако, похоже, сейчас стороны наконец-то сменили парадигму конфликта на парадигму синергии. Между странами по-прежнему существует визовый режим, и большинство пограничных пунктов остаются закрытыми, но есть надежда на улучшение ситуации.
К тому же стороны договорились совместно обеспечивать безопасность границ, что крайне важно с точки зрения коллективной безопасности всей Центральной Азии. Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, граничат с Афганистаном, северные провинции которого представляют собой удобный плацдарм для вторжения в эти страны. Сторонам действительно нужно договориться о координации своей деятельности в случае эскалации угроз вторжения. Подключиться ли к этим договоренностям Туркменистан, пока неясно. В любом случае, постоянные сообщения о дислокации боевиков на севере Афганистана серьезно беспокоят руководство и Таджикистана, и Узбекистана
Что же касается взаимоотношений Узбекистан и Таджикистана, то в их нормализации Россия, безусловно, заинтересована. Феномен чересполосицы, когда соседние государства Центральной Азии имеют непростые отношения (но дружат с государствами, не имеющими общих границ), выгоден некоторых акторам только в рамках стратегии «разделяй и властвуй», но абсолютно неприемлем с точки зрения обеспечения коллективной безопасности.
К тому же Узбекистан и Таджикистан имеют много общего, в том числе и ирредентов (например, на территории Узбекистана проживают множество этнических таджиков). Безусловно, эти и другие категории граждан заинтересованы в развитии и интенсификации контактов между двумя странами.
Сейчас достаточно трудно сказать, ограничатся ли стороны чисто техническим сотрудничеством, или «потепление» коснется более широкого спектра вопросов и, возможно, даже приобретет системный характер. Многое будет ясно после июльского саммита ШОС, который состоится в Уфе. Последние годы ШОС оставалось единственной площадкой, на которой лидеры двух стран встречались.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»