2 апреля 2015 г. в Душанбе прошла встреча Министров иностранных дел стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На следующий день было организовано специальное заседание рабочей группы в рамках ОДКБ, которое было посвящено недопущению попыток вооруженным путем дестабилизировать обстановку в странах региона.
Одной из центральных тем встречи стали вопросы развития сотрудничества международных региональных организаций, а также наращивание усилий в обеспечении безопасности региона. Судя по заявлениям официальных лиц, стороны продемонстрировали отчетливо выраженную степень консолидированности.
Прежде всего, это касается Таджикистана, который ранее крайне неохотно признавал реальность угроз дестабилизации со стороны Афганистана. В Душанбе заявляли, что таджикистанско-афганистанская граница надежно охраняется и помощь извне – не требуется. Однако на этот раз Президент Таджикистан Эмомали Рахмнов высказался определенно. «В зоне ответственности ОДКБ терроризм, экстремизм и наркобизнес развиваются стремительно, оказывая разрушающее воздействие на территории в регионе».
Не менее определенную позицию заняла и Россия. В частности, Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что ситуация в Афганистане ухудшается. Помимо Исламского движения Узбекистана (другое название – Исламское движение Туркестана) и «Аль-Каиды» корни в регионе пустила группировка «Исламское государство». «Мы подтвердили свою приверженность перед Таджикистаном в укреплении его обороноспособности, как на двусторонней линии, так и в рамках ОДКБ» – заявил С. Лавров.
Исходя из описанной выше диспозиции, и было принято ключевое решение встречи. В ближайшие годы Россия готова оказать военно-техническую помощь Таджикистану в размере около 70 млрд рублей. В номенклатуру помощи входят различные пункты: от боеприпасов, стрелкового оружия и средств связи до зенитно-ракетных установок и других видов военной техники.
Признание Таджикистаном реальности угроз экспорта нестабильности в Центральную Азию и дальше вглубь региона является ключевым аспектом, позволившим сторонам консолидировать свои позиции. Дело в том, что рост наркотрафика из Афганистана в последнее время был вызван не только активизацией США в регионе, которые, по сути, закрывали глаза на распространение опиатов в Афганистане талибами и другими деструктивными силами. Таджикистанских элит неоднократно и аргументировано упрекали в причастности в распространении наркотиков дальше в Центральную Азию, а затем и в Россию. Таким образом, можно говорить о том, что в Таджикистане сформировалась узкая прослойка элит (имеющих, прежде всего, отношение к силовикам), которым выгодна нестабильность на границах с Афганистаном.
Последнее время Э. Рахмон не часто говорил о конструктивном сотрудничестве с Россией. Многие эксперты и аналитики даже заявляли, что Таджикистан является опорным пунктом Китая в регионе. Однако в свете обострения угроз дестабилизации региона Таджикистан осмотрительно занял позицию, позволяющую говорить о перспективах евразийской интеграции для этой страны.
Таджикистан, в отличие от Узбекистана и Туркменистана, просто не может себе позволить занимать обособленную позицию по вопросам противодействия экспорта нестабильности. 1344 километровая граница Таджикистана с Афганистаном в советское время охранялась 25-тысячным контингентом и получала поддержку авиации. Сейчас граница значительно уязвимей. Генеральный секретарь ОДКБ, признавая это, констатировал, что в случае экстренной ситуации потребуется три дня для того, чтобы привести в боевую готовность коллективные силы оперативного реагирования и дислоцировать их на границу с Афганистаном.
Итоги переговоров в Душанбе, скорее всего, расценят как закономерные. Центральная Азия является для России «нижнем подбрюшьем», уязвимость которого не раз обсуждалась в экспертном сообществе. Сейчас, когда Таджикистан продемонстрировал желание укрепить это направление, Москва окажется всестороннюю помощь Душанбе для достижения поставленной оборонительной цели.
Впрочем, с усилением военного присутствия России и ОДКБ в Таджикистане ситуация полностью не решается. Обладающая признаками псевдо государства экстремистская группировка «Исламское государство» по-прежнему продолжит направлять своих эмиссаров в независимые государства Центральной Азии для того, чтобы дестабилизировать ситуацию изнутри. Поэтому Душанбе, как и Бишкеку, Ташкенту и Ашхабаду еще предстоит сделать немало для стабилизации ситуации.
Что же касается угроз внешнего вторжения, то в этом плане Э. Рахмон, принявший верное решение расширять военное сотрудничество с Россией, может себя чувствовать более спокойно. И это, пожалуй, главный итог апрельской встречи представителей стран-участниц ОДКБ.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев