С 1 января 2015 года Евразийский экономический союз начал свою работу, в составе которого в единое экономическое пространство объединились Россия, Казахстан и Белоруссия. 2 января в ЕАЭС вступила Армения, и на завершающем этапе интеграции находится Кыргызстан. Таким образом, к весне этого года в Евразийском союзе должно насчитываться пять участников. Однако главы стран-участников ЕАЭС и представители наднациональных органов ЕЭП не раз заявляли о том, что организация открыта для всех желающих. В этой связи одним из главных претендентов на присоединение к системе Евразийского экономического союза является Таджикистан. Если интеграция первых трех стран прошла относительно спокойно, так как Белоруссия, Казахстан и Россия постепенно шли к образованию ЕАЭС, то Армения и Кыргызстан вступили в организацию с некоторыми организационными сложностями. Думается, в случае положительного решения об интеграции, Таджикистан также пройдет через волокитные процедуры.
На сегодняшний день представители Таджикистана реально заявляли о возможности интеграции в ЕАЭС лишь единожды. Душанбе обозначил, что государственные органы пристально отслеживают возможности и особенности Евразийского экономического союза, которые будут выгодны. Вместе с тем, представители стран-участников ЕАЭС уже не раз говорили о том, что надеются видеть Таджикистан в составе организации. Положительно откликаются о возможностях евразийской интеграции бизнес-среда Республики. Вступление страны в Евразийский экономический сою означало бы расширение рынка в несколько раз. К слову, многие предприниматели, которые и так действуют на территории ЕАЭС, наконец смогут выйти из тени (как и многие мигранты-рабочие). Для самой страны эксперты предсказывают среднесрочные и долгосрочные выгоды ввиду снятия таможенных барьеров и расширения внешней торговли. И все-таки, несмотря на все выгоды от интеграции, нельзя сказать, что Таджикистан торопится вступить в ЕАЭС, как это было с Кыргызстаном или Арменией.
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, Таджикистан также склонен сближаться с Китаем ввиду географической близости. Взаимосвязь экономик этих стран довольно велика, однако в Таджикистане не отрицают, что Казахстан и России ближе этнически и исторически. Речь идет об общем наследии стран, которое им досталось после распада СССР. К тому же, ЕАЭС, большинство стран которого граничит с Китаем, не противоречит дальнейшему сотрудничеству и сближению с Поднебесной. Во-вторых, существуют трудности с демаркацией границ Таджикистана с Кыргызстаном, который почти завершил интеграцию в ЕАЭС. Однако Евразийский экономический союз может как раз помочь с преодолением этих препятствий. В случае снятия таможенных барьеров между граничащими странами, решить проблемы демаркации и делимитации станет легче.
Таким образом, можно предположить, что, несмотря на некоторые волокитные сложности, Таджикистан в 2015 году активизирует работу по интеграции страны в ЕАЭС. В конце концов, экономических выгод от вступления в организацию для страны действительно много (не говоря уже о решении пресловутого вопроса мигрантов). Вместе с тем, стоит дождаться официальных заявлений от руководства страны, ведь чем раньше будет положено начало интеграционным процессам, тем раньше закончатся длительные процессы переформатирования экономики под требования ЕАЭС. Дополнительно, по традиции, Таджикистан в Евразийский экономический союз должны пригласить на высшем уровне. Не исключено что с скором времени с предложением выступит Нурсултан Назарбаев, как основоположник и идейный лидер организации.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»