ЦГИ «Берлек-Единство»: О возникающих перед Центральной Азией угрозах
7 октября в Московском государственном институте международных отношений прошло заседание молодежного семинара «Центральная Азия и евразийское развитие». В ходе мероприятия обсуждалась актуальная на сегодняшний день тема: «Центральная Азия: организация евразийского развития или вовлечение в «войну с терроризмом»?». Одним из участников заседания был Юрий Крупнов, Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. В ходе своего доклада эксперт обозначил наиболее приоритетные, на его взгляд, направления развития, как самих государств, так и межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве.
Основным тезисом выступления Крупнова стало заключение о невозможности стабилизации постсоветского пространства без полноценного процесса евразийского развития. К такому решению политолог пришел, основываясь на украинском кризисе, более того, как считает Крупнов, не исключено повторение украинских событий и на территории Центральной Азии. Однако, очевидно, что в государствах Центральной Азии осуществить украинский сценарий значительно тяжелее и дороже, так как там сейчас более стабильные руководства, нежели администрация Януковича. Более того, киевский сценарий развития событий был бы невозможным без «войск» радикально настроенной бандеровщины, сформировавшихся благодаря длительному процессу воздействия на сознание молодежи. Отрадно, что в Центральной Азии такая дальновидная работа Западом, можно сказать, не проводилась, или не имела значимых результатов.
Говоря об угрозах для всей Центральной Азии, в первую очередь, необходимо учитывать терроризм, экстремизм и наркотрафик. Три угрозы, которые значительно увеличились с момента начала «антитеррористической операции» НАТО в Афганистане, являются наиболее приоритетными задачами для таких структур как Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), или же Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая в последнее время все чаще заостряет внимание на вышеозначенных проблемах.
Представляется, что Ю. Крупнов верно отметил важность и необходимость реализации концепции евразийского развития для центрально-азиатского региона. Однако, факт нахождения в рядах боевиков граждан Центральной Азии и СНГ в целом может отрицательно повлиять на стабильность в регионе. Эксперт, указывая на непосредственное участие Запада в разрастании терроризма и экстремизма, также озвучил возможность внезапной активации повстанческой сети, образованной из боевиков: «Сейчас НАТО важно чтобы все было стабильно, но если потребуется, то с помощью боевиков все может быть дестабилизировано». Даже учитывая проводимые ОДКБ учения, которые кроме внешней направленности затрагивают и операции во время внутригосударственных волнений и массовых беспорядков, нет твердой уверенности в том, что внезапно возникшие беспорядки так же быстро будут устранены.
В этой связи, необходимыми представляются превентивные меры по сдерживанию вышеозначенных угроз. Наиболее действенным методом может стать обновление религиозной политики государств центрально-азиатского региона. Не секрет, что экстремистские проповедники используют все современные способы воздействия для того, чтобы оказать влияние на максимально большое количество молодых людей (в частности, речь идет о чтении проповедей на русском языке). Последние, в свою очередь, по причине советского прошлого в большинстве своем русскоязычные – чем и пользуются экстремисты, ведь проводники традиционного ислама зачастую не просвещают молодежь на более доступном для них русском языке.
Все же есть исключение – Казахстан. Не так давно в этом постсоветском государстве была начата пробная программа по обучению русскоязычных проповедниках ислама. Более того, «несанкционированные» Духовным управлением мусульман Казахстана русскоязычные проповеди проводились в РК уже не первый год. Также есть вероятность, что к Астане присоединится и Бишкек.
9 октября, в ходе обсуждения изменений и дополнений в законодательные акты Кыргызстана, депутат Жогорку Кенеш от фракции СДПК Дамира Ниязалиева заявила об устаревшей концепции госполитики в религиозной сфере: «Ситуация сегодня еще осложняется ростом религиозного экстремизма во всем мире. Концепция нацбезопасности КР признает религиозный экстремизм одной из главных угроз безопасности. Я приветствую жесткий и в то же время честный вывод членов Совета обороны КР, в котором говорится, что государственная политика в религиозной сфере не отвечает в полной мере современным вызовам национальной и региональной безопасности, запросам современного, демократического, светского государства».
Не лишним будет отметить и то, что на семинаре в МГИМО одним из организаторов был Центрально-азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», который представлял Таджикистан, что говорит о вовлечении в единую программу развития постсоветского пространства почти всех республик Центральной Азии. Важность совместной работы наиболее ярко описал Юрий Крупнов: «Всем нам надо определиться – либо участвовать в войнах с терроризмом, чтобы, как говориться, «все наши зарплаты тратить на лекарства», либо строить евразийское развитие».
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»