Глава МИД Таджикистана Сиражиддин Аслов недавно заявил, что после 2014 г. республика больше всего намерена опираться на свой потенциал, однако сотрудничать в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) прекращать не собирается.
Таджикистан, к сожалению, не обладает достаточно боеспособной армией. Республика тратит на вооруженные силы примерно 164 млн. $ в год, у страны 7 000 военных, что аналогично показателям крошечной и безопасной Словении.
Почти 1400 километров афганистанско-таджикистанской границы вызывает наибольшее беспокойство у экспертов и аналитиков Центральной Азии. Несмотря на то, что там размещена российская 201-ая военная база, а сама Россия оказывает помощь Таджикистану, слова Аслова недвусмысленно свидетельствуют, что республика надеется не только на себя. В частности, министр говорит о том, что в Афганистане сформировано правительство национального примирения, что несколько нейтрализует угрозы экспорта нестабильности. Однако они далеко не нивелированы. Сейчас Национальная избирательная комиссия (НИК) Афганистана приступила к полному пересчету голосов избирателей. Тем временем, талибы атаковали кортеж нынешнего Президента Афганистана – Х. Карзая.
Афганистан в настоящий момент находится в точке бифуркации, и поэтому возможности правительства контролировать обстановку в стране, этот не более чем «надежда», что и признает С. Аслов.
Парадокс внешней политики России заключается в том, что наибольшее количество угроз безопасности она получает от стран, в которые больше всего вкладывает денег и ресурсов (Кыргызстан и Таджикистан). Высказывания министра иностранных дел Таджикистана в России могут быть восприняты как нежелание этой республики проводить переговоры по размещению российской базы ВВС, о необходимости которой свидетельствует накалившаяся в Афганистане обстановка. Впрочем, скорее всего, в Душанбе все прекрасно понимают, и такие заявление следует воспринимать лишь как желание поторговаться.
В купе с авиабазой в кыргызстанском Канте авиабаза в Айни позволила бы создавать два мощных опорных плацдарма для развертывания вооруженных сил для отпора возможной агрессии интернациональных джихадистов на южной границе СНГ, которая угрожает, непосредственно Таджикистану и, в меньшей степени, Кыргызстану.
К тому же на границе Таджикистана с Кыргызстаном нередко возникают конфликты. Следует признать, что определенным силам выгодно дестабилизировать ситуацию, с целью ослабить национальную безопасность этих государств и таким образом, снизить актуальность интеграционных инициатив России в этих странах.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»