Министр экономического развития и торговли Таджикистана Шариф Рахимзода на встрече о поддержке инициативы РТ в сфере торговли осветил положение бизнеса в стране, обозначив положительные сдвиги в предпринимательстве, в том числе благодаря тому, что «экономический рост страны за последние годы во многом стал возможным благодаря улучшению инвестиционного климата для привлечения внешних и внутренних инвестиций». Встреча, во время которой были обозначены приоритетные «полюса роста» экономики Таджикистана в условиях интеграции в ВТО, прошла в Женеве 7 февраля 2014 года. Со времени вступления Республики Таджикистан во Всемирную Торговую Организацию прошел год, и правительство Таджикистана сделало ставку на перспективу роста инвестиционной привлекательности государства. Примером руководство страны ставило Китай и Саудовскую Аравию, где инвестиционный климат действительно улучшился после интеграции в ВТО. Надежды увидеть аналогичные процессы в Таджикистане основаны на благоприятных условиях сотрудничества с западными рынками, на вновь приобретенном статусе «рыночной экономики». Однако Республика Таджикистан – континентальное, изолированное от морских путей государство, и эта изолированность однозначно скажется отрицательно. Для функционирования внутренних и внешних рынков необходима инфраструктура, и прежде всего транспортная. Таджикистан не просто континентально замкнут, сегодня он зависит от афганско-пакистанского транспортного коридора, да и Узбекистан взимает довольно высокие транзитные сборы (к тому же Ташкент не собирается терять такой экономический рычаг).
В столь зависимом положении привлечение инвестиций думается затруднительным, а «кредитная игла» Китая не столько спасает, сколько рождает зависимость. Отсюда и отрицательный внешнеторговое сальдо Таджикистана в размере 2 млрд долларов. В данном случае важным фактором является падение мировых цен на алюминий и хлопок. По данным Таможенной службы РТ объем экспорта хлопка ежегодно уменьшается примерно на 0,5%, что связано еще и с увеличением объема производства хлопка в Индии и США, где высокими темпами развивается инфраструктура производства. Несмотря на то, что темп роста ВВП Таджикистана в 2013 году составил 7,3%, доля экспорта РТ (в особенности алюминия) уменьшается, а рост обусловлен притоком импорта и увеличением доли занятого в сфере торговли населения. Кроме того, по разным данным доля доходов от мигрантов составляет около 47% от ВВП государства. В подобной ситуации можно только прогнозировать преобладание импорта над экспортом. По словам Шарифа Рахимзода, «членство Таджикистана в этой Организации (ВТО) дает возможность сформировать в стране прозрачную, прогнозируемую и, важнее всего, отвечающую мировым требованиям торговли систему, решить проблемы нахождения рынка сбыта и повышения конкурентоспособности товаров». Указанный вектор развития может заметно испортить то, что инвесторов привлекает не только выход на мировые рынки и интегрированность в ВТО, но и та база, на которой строится бизнес. К сожалению, сегодня в Таджикистане инфраструктура не настолько развита, чтобы в гонке за инвестициями он оставался конкурентоспособным.
Есть яркий тому пример. Кыргызстан первым из постсоветских республик вошел в систему ВТО еще в 1998 г. Руководство республики также рассчитывало на быстрые темпы роста экономики и привлечение инвестиций. Стоит ли говорить, что ожидания не оправдались. Кыргызстан не выдержал конкуренции с Китаем, фактически, экономика была задушена дешевой китайской продукцией. Только зарождающаяся перерабатывающая промышленность почти полностью исчезла, в виду медленного притока иностранных инвестиций. Думается, что Таджикистану необходимо обратить пристальное внимание на опыт соседей.
Хочется верить, что Таджикистан реализует весь потенциал ВТО как экономического инструмента и не повторит ошибок Кыргызстана. Всемирная Торговая Организации требует незамедлительных изменений в области налоговой, промышленной политики, для чего необходимо модернизировать всю систему законодательства (а налоговое законодательство максимально либерализировать). Независимо от того как это скажется на бизнес-сообществе, на малом и среднем предпринимательстве, Таджикистану предстоит целый ряд фундаментальных реформ. Разумно будет подготовить и реализовать целый ряд антидемпинговых мер. В данной связи Министерством экономического развития и торговли РТ 6 марта было опубликовано бизнес руководство по обязательствам республики по вступлению в ВТО. В руководстве указаны возможные влияние, перспективы и риски вступления Таджикистана в ВТО. «Не следует ожидать, что вступление в ВТО предоставит незамедлительные выгоды по доступу на рынки для экспортеров Таджикистана. Это связано с тем, что Таджикистан уже пользуется доступом на рынки всех торговых партнеров на основе РНБ, и это приносит пользу в силу торговых преференций, предоставляемых в рамках Общей системы преференций». – говорится в бизнес руководстве. В этой связи нужно помнить, что у Таджикистана есть возможность использования такого экономического инструмента, как Таможенный союз. Всемирная Торговая Организация и Таможенный союз не являются взаимоисключающими международными организациями, что мы и видим на примере Кыргызстана. На данном этапе было бы разумно не отказываться от ТС в пользу ВТО, а рассматривать обе организации в совокупности. Иначе говоря, не слепо рваться в ВТО, а выставить объективные условия импорта и рамки таможенных пошлин, разработать меры протекции промышленного сектора государства. Сегодня важно оказать поддержку именно текстильной промышленности, производству и экспорту алюминия, и энергетическому комплексу. В перспективе именно
Таможенный союз, единая таможенная территория выступит направлением реализации конечного продукта с минимальными производственными издержками в виду географического положения. К тому же, легальная мобильность рабочей силы поможет хотя бы частично освободить ВВП Таджикистана от диктата денежных переводов мигрантов.
Руководство страны не отрицает необходимость модернизации системы законодательства, но проблема заключается в том, что реформирование должно проходить максимально быстрыми темпами, пока экономика Таджикистана окончательно не увязла в диктате импорта над экспортом. Первые меры уже принимаются, и руководство для бизнеса тому пример, но замедление процесса может губительно сказаться для экономики государства. Руководство должно понимать, что реформы должны закреплять и рамки протекции для внутренних производителей потому, что в условиях упадка промышленности привлечение инвестиций весьма затруднительно. Как уже говорилось, следует обращать внимание не только на ВТО, но и на Таможенный союз. В перспективе грамотное государственное управление и использование данных экономических инструментов в совокупности может обеспечить экономический рост государства.