-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
19 августа «Ритм Евразии» опубликовал статью, в которой высказан глубокий скепсис в отношении ближайших перспектив интеграции стран Центральной Азии. Не вступая с автором статьи в прямую полемику, хотел бы высказать свои соображения относительно поднятой проблемы.
В последние годы процессы интеграции на просторах ЦА стали приобретать самый отчетливый характер. Страны региона активно сотрудничают в самых различных сферах, начиная с вопросов водоснабжения и заканчивая сферой безопасности. Причем очевидно, что каждая из центральноазиатских стран, старясь действовать в собственных национальных интересах, прекрасно осознает, что добиться каких-либо существенных результатов возможно только в рамках совместных действий, особенно сегодня, когда регион превращается в важный связующий элемент коммуникации между Востоком и Западом. Очередным доказательством этому стало утверждение в августе на VI Консультативной встрече лидеров стран ЦА стратегии развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040».
Известно, что первые попытки интеграции в ЦА были предприняты еще в 1990-х годах. Однако из-за больших разногласий стороны долгое время не могли выйти на достаточно высокий уровень даже в сфере экономики, не говоря уже о более серьёзных вопросах. Новый этап сближения начался только в 2016 году, когда на фоне происходящих изменений на мировой арене, в том числе в связи с санкционным давлением Запада на Россию, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил активизировать диалог и сотрудничество в регионе. После этого в 2018 году в Нурсултане (ныне Астана) прошла первая консультативная встреча лидеров стран ЦА, а в августе текущего года – уже шестая, которую многие назвали знаковой.
Последнее связано с тем, что именно на ней был подписан ряд документов, свидетельствующих не только о значительных результатах нынешнего взаимодействия центральноазиатских государств, но и их решимости и дальше идти по пути интеграции. Причем названия соглашений говорят сами за себя: «Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2025−2027 годы», «План действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии на 2025−2027 годы», «Меморандум о взаимопонимании по развитию транспортно-логистических центров в государствах Центральной Азии» и, конечно, Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040», разработанная Казахстаном. Причем Концепция является, по сути, инструкцией по дальнейшему развитию интеграции в ЦА, которая должна обеспечить больше, чем просто свободный рынок.
В частности, согласно идее президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, которую он озвучил еще до проведения VI Консультативной встречи, дальнейшая интеграция должна идти сразу по нескольким направлениям. Речь идет о «развитии экономического потенциала и углубление кооперационных связей», превращении региона «в один из важнейших транспортно-логистических и транзитных хабов», выработке «общих подходов к обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности», развитии сотрудничества в сфере молодежной политики, совместном обеспечении региональной безопасности, а также «формировании цивилизационной идентичности наших стран на основе гармонизации культурно-гуманитарных связей братских народов».
В этой связи дальнейшее развитие регионального сотрудничества предполагает расширение торговых и инвестиционных связей, совместные инфраструктурные проекты в самых различных сферах, устранение торговых барьеров, а также создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Одновременно планируется повысить качество жизни населения за счет совместных программ в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Кроме того, в сфере безопасности предполагается наращивание совместных усилий по борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональными угрозами, а также координацию действий правоохранительных органов и специальных служб. Одновременно предусматриваются меры по повышению роли и влияния Центральной Азии, а также совершенствованию институционального сотрудничества как на региональном, так и мировом уровнях. И все эти планы стран ЦА выросли не на пустом месте, так как последние несколько лет процессы интеграции в регионе действительно продемонстрировали как количественный, так и качественный скачок.
Стоит напомнить, что еще около десятка лет назад границы стран региона были практически полностью закрыты, а между государствами происходили различные конфликты. Более того, даже споры по вопросам использования водных ресурсов или доступа к пастбищам грозили, а порой и переходили в открытое противостояние. Однако за последнее десятилетие ситуация значительно изменилась, и между странами ЦА был налажен серьезный политический диалог, в том числе и на высшем уровне. Кроме того, были разблокированы некоторые транспортные коммуникации, началось активное сотрудничество по важным для региона вопросам совместного использования водно-энергетических ресурсов и продовольственной безопасности.
В данном случае следует упомянуть о знаковом подписании в 2023 году Узбекистаном, Киргизией и Казахстаном дорожной карты по совместному строительству Камбаратинской ГЭС-1, а также договоренности вместе решать вопрос о сбросах воды из Токтогульского водохранилища в летний вегетационный период. Одновременно эти три страны уже достигли согласия по режиму работы Кайраккумского водохранилища, что позволило обеспечить необходимую подачу воды в среднем течении реки Сырдарьи.
В регионе также активизировалась и ранее приостановленная работа по делимитации и демаркации границ. Например, уже согласовано более 90% общей протяженности рубежей между Таджикистаном и Киргизией. Процесс развития политического сотрудничества даже привел к тому, что в июле 2022 года на IV Консультативной встрече президенты Киргизии, Казахстана и Узбекистана подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. О подобном еще десять лет назад не велось даже и речи.
Параллельно с развитием политического сотрудничества страны региона заметно активизировались в социогуманитарной сфере. Это привело к тому, что сегодня в странах ЦА на регулярной основе проводятся перекрестные годы культуры, дни кино, различные совместные выставки и спортивные мероприятия. Одновременно резко увеличился объем внутрирегионального туризма, который уже достиг около 80% от всех туристических направлений, предпочитаемых жителями центральноазиатских республик. Этому в том числе способствовало введение безвизового режима и создание условий для свободного перемещения граждан, культурных и туристических обменов. Все это и многое другое стало возможно лишь благодаря осознанию лидерами стран ЦА необходимости отказаться от большинства взаимных претензий и начать двигаться в направлении всеобъемлющей интеграции.
Вместе с тем наиболее важным элементом в интеграционных процессах в ЦА, конечно, является экономика, которая влияет на все остальные сферы сотрудничества. В данном случае странам региона также есть чем похвастаться, особенно на фоне того, что происходило в ЦА еще десятилетие назад. Так, за последние пять лет объем торговли внутри пятерки вырос в два раза – с $5,7 млрд до $11 млрд, а с момента начала проведения консультативных встреч экономика региона выросла на 6,3% и составила около $450 млрд. Правда, из-за скромных финансовых возможностей центральноазиатские страны все еще не готовы к самостоятельным масштабным инвестициям в экономики друг друга, хотя и в данном направлении также наметились определенные сдвиги.
Например, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан создали ряд инвестиционных фондов для финансирования крупных совместных проектов, в рамках которых планируется развивать кооперацию в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности и сельском хозяйстве. Так, в Казахстане открылось совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей, а в Таджикистане – завод по выпуску бытовой техники. Кроме того, Киргизия и Казахстан на территории Иссык-Кульской области создали совместное предприятие по строительству солнечных электростанций. Всего же, по данным статистки, количество совместных предприятий в регионе за последние несколько лет выросло в 5 раз, а объемы взаимных инвестиций – почти в 2 раза. Это уже дало основание говорить о создании зоны свободной торговли в ЦА.
Нельзя забывать и о, пожалуй, самом важном элементе развития экономической интеграции стран ЦА – сотрудничестве в сфере транспортной логистики. Принято считать, что самым серьезным прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для ЦА стало заключение соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Китай – Киргизия – Узбекистан, призванной связать регион с европейской сетью железных дорог. Кроме того, все центральноазиатские страны считают важным совместное участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте, коридоре «Север – Юг», а также китайской инициативе «Один пояс, один путь». Это уже привело к интеграции транспортных коммуникации государств региона, что позволило в 2023 году довести объем международных перевозок через ЦА железнодорожным транспортом до 23,46 млн тонн, автомобильным – до 2,1 млн, воздушным – до 90 тыс. Помимо этого, на повестке дня уже находятся планы по дальнейшему развитию транспортной системы региона. Например, Казахстан планирует до 2030 года модернизировать 11 тыс. км и построить более 5 тыс. км новых железных дорог.
Серьезные подвижки наметились и в развитии сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах. В настоящее время в регионе повсеместно запущен механизм формирования зон приграничной торговли. Примером такого сотрудничества может служить подписание в ноябре 2023 года между Казахстаном и Узбекистаном соглашения о регулировании деятельности Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия», создаваемого на границе двух стран. Данный объект должен включать в себя не только склады для хранения товаров и оборудования, а также транспортную инфраструктуру, но и производственные площадки. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику. Подобные проекты в будущем планируется запустить и в иных регионах ЦА, что создаст дополнительный стимул к развитию как транспортно-логистической сферы, так и производственной кооперации центральноазиатской пятерки.
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что региональная интеграция в ЦА не просто развивается, но и постепенно выходит на качественно новый уровень. Казавшееся еще десятилетие назад невозможным сотрудничество между странами региона по многим направлениям сегодня выглядит абсолютно органичным и закономерным процессом. Как показывают последние события, в том числе и принятие Концепции «Центральная Азия – 2040», государства ЦА не планируют останавливаться на достигнутом, так как рассматривают интеграцию не только в качестве инструмента решения внутрирегиональных проблем, но и возможности усиления своих общих позиций на мировой арене.