-
17-09-2024, 11:47
-
17-09-2024, 11:42
Деятельность Фонда Сороса давно стала притчей во языцех, и закрытие его отделений в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Казахстане многими было встречено с радостью. Как оказалось, преждевременно: Фонд не покинул Центральную Азию и даже не «переименовался». Он эволюционировал в think-tank регионального уровня с руководством уже не из приглашенных специалистов, а из выращенных за это время местных кадров.
Рассказываем, почему это произошло, остались ли в силе старые связи и методы, с кем и зачем формируются новые и при чем тут свидетели Иеговы* и ячейка «Таблиги Джамаат»*, члены которой отметились в январских событиях 2022 года в Казахстане с оружием в руках.
Название новой организации — CAPS Unlock (Central Asian Policy Studies, Центральноазиатские политические исследования), основная деятельность — мониторинг событий во всем регионе, исследование политических и экономических проблем и, конечно, «поддержка устремлений к либеральной демократии». В попечительский совет организации вошли представители всех стран, откуда ушел фонд «всемирно известного филантропа»: социолог Гульнора Бекназарова (Таджикистан), политолог Медет Тюлегенов (Киргизия), экономист Юлий Юсупов (Узбекистан) и декан факультета образования и гуманитарных наук Университета КИМЭП Жулдыз Смагулова (Казахстан).
Теперь это не отдельные НКО в каждой из центральноазиатских стран, а единый аналитический центр со штабом в Алма-Ате и сетью влияния по всему региону, сформированной десятилетиями работы отделений Фонда Сороса, включая не только прямые финансовые вливания, но и обучение кадров, подготовку для них медиаплощадок, создание «пассионарных групп», сообществ и сетевых структур.
Почему именно Казахстан
Центром новой структуры неслучайно выбран Казахстан. Для обучения новых кадров здесь активно используется университет КИМЭП, прочно связанный с соросовскими структурами. Зайдя в страну в далеком 1995 году, Фонд Сороса первым делом наладил взаимодействие именно с этим вузом, выделив стипендии на обучение по программам, финансируемым Информационным агентством США (ныне это вотчина Госдепа США), МИД Великобритании (теперь — Министерство иностранных дел и международного развития) и собственно Институтом «Открытого общества».
Исполнительным директором новой структуры стала кандидат юридических наук Аида Айдаркулова, проработавшая в «Сорос-Казахстан» более 10 лет: в 2009 году она была директором программы «Правовая реформа», в 2012 году назначена директором всех программ, а с 2019 года заняла пост председателя правления Фонда Сороса в Казахстане. Именно госпожа Айдаркулова, после встречи с послом США Даниэлем Розенблюмом и генконсулом Мишель Еркин, организовала для новой структуры целый ряд мероприятий с иностранными партнерами, включая и упомянутую нами дрессуру инфлюенсеров.
Создание новой структуры с проверенными кадрами произошло не от хорошей жизни: на заре деятельности влияние Фонда Сороса в странах Центральной Азии было огромно, но за последующие десятилетия существенно сократилось. Теперь, чтобы выжить и сохранить власть, Фонду приходится отчаянно вертеться.
Об умении печь картошку на пожаре
Некоторые ходы уже хорошо отработаны: например, работа через «людей искусства» — мы рассказывали о выставке «Память» в Алма-Ате, которая была направлена на дискредитацию силового аппарата и, далее, действующей власти Казахстана. А незадолго до событий января 2022 года на интерактивном спектакле Punch in the Face пробрасывалась идея неповиновения полиции, кстати, изображение силовиков и в этом случае было совсем нелестным. Интересно, что это была постановка театра «АРТиШОК», который незадолго до «Памяти» отметился в том же выставочном пространстве, связанном через владелицу галереи 101Dump с Фондом Сорос-Казахстан.
Транснациональные проекты и поиск грантов под них приходится «с колес» осваивать на международных конференциях — благо, в них у CAPS нет недостатка, и с осени 2023 в среднем раз в месяц проводится то или иное мероприятие. Пока наиболее масштабным было представление инициатив стран Центральной Азии по образованию в рамках устойчивого развития на Глобальном Саммите ESD-Net 2030 ЮНЕСКО в Японии в декабре прошлого года. Там руководитель CAPS Unlock Аида Айдаркулова представляла не только свою организацию, но и Центральноазиатский Альянс по климатическому образованию (CACIP), объединяющий 18 НПО из четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана).
Перекрестное опыление
Даже такая крупная, давно представленная в регионе структура как Фонд Сороса, в нынешнем, менее прочном, чем в 90-е годы, положении, нуждается в крупных игроках-партнерах и по крайней мере одной большой региональной платформе. Для CAPS это Институт по освещению войны и мира (IWPR) и его платформа CABAR.asia.
IWPR зарегистрирован в Великобритании как благотворительная организация, в США — как НКО и в Нидерландах — как благотворительный фонд. Директор — Адриен вон Гетерен, был высокопоставленным сотрудником института «Открытого общества» Сороса, а также и USAID. Занялся Центральной Азией сразу после освещения успешной гуманитарной интервенции в Югославию.
Также в членах международного правления — бывший посол Норвегии в Киргизии и неизбежная украинка-глава центра гражданских свобод. В экспертах — слушатели программ по Центральной Азии вузов США, а также и выпускники летних школ, телеграм-блогеры, руководители пригретых медиапроектов (например, Динара Нурушева и Серик Бейсембаев из Paper Lab, спонсируемого Фондом Сорос-Казахстан) и основатели общественных фондов, проводящих те или иные гражданские инициативы.
Для размещения постоянно производимого этими людьми контента была создана региональная платформа IWPR — CABAR.asia (Central Asian Bureau for Analytical Reporting, Центральноазиатское бюро аналитической журналистики) с несколькими субплатформами:
Медиашкола CABAR.asia — региональный образовательный ресурс CABAR.asia,
Belief.cabar.asia — дочерний сайт CABAR.asia для укрепления межконфессионального диалога,
Go Viral Festival & Network — региональная инициатива для установления и поддержки связи между региональными лидерами мнений, новаторами и творческими людьми, спонсируется грантом Государственного Департамента США.
Искусство создавать «пассионарные группы»
В среде сектоведов не раз и не два озвучивалась мысль о намеренном создании сект с целью не только и не столько получения немедленной прибыли и бесплатной рабочей силы, но и для более долгосрочных проектов — от шпионажа (например, путем вовлечения в секту работников профильных предприятий и членов их семей) до организации госпереворота и захвата власти. Это имеет под собой основание: еще во время большого журналистского расследования деятельности сайентологов в американском журнале Time в 1991 году было сделано заявление о схожести секты с мафиозной структурой, где люди скованы железной дисциплиной и беспрекословно повинуются своему руководству.
И в этом смысле очень интересно сопоставить некоторые факты. Еще в 2008 году ряд сотрудников нынешнего CAPS Unlock в сборнике статей «Вовлекая Центральную Азию» (Engaging Central Asia) наметил рекомендации по активизации работы в регионе, в частности, создание новых медиа и организацию пассионарных групп в политической системе. Последнее можно трактовать довольно широко, особенно с учетом всегдашней заинтересованности Штатов в «продавливании» интересов тоталитарных сект и деструктивных культов — тем более, тех, которые оттуда и произошли, как сайентологи и свидетели Иеговы*.
В частности, Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) в 2018 в своем отчете по Казахстану попеняла на то, что на съезд по преодолению экстремизма и терроризма не были приглашены представители таких «уважаемых» религиозных организаций как «церковь» сайентологии, свидетели Иеговы* и движение «Таблиги Джамаат»*. Представители ячейки последнего всего несколько лет спустя с оружием в руках приняли участие в январских событиях в Казахстане и впоследствии были задержаны. Что же касается «свидетелей»*, то их обелением активно занимается как раз портал CABAR.asia: то живописуя день открытых дверей и приветливых людей, которые «имеют право» быть частью общества, то самоотверженно сражаясь с предубеждениями и отрицательными стереотипами.
К медиакампании скоро подключится тяжелая артиллерия в виде заместителя госсекретаря США Узра Зеи, которая посетит Астану и Ташкент, чтобы проверить, как обстоят дела с верховенством закона, правами человека и, конечно же, свободой вероисповедания.
Выводы
Фонд Сороса не столько потерял позиции в Центральной Азии, сколько переформатировал свое присутствие.
И для развития уже запущенной ранее работы идут в ход все возможности: связи с другими американскими НКО, рычаги влияния в виде заявлений политиков и выделения грантов, обучение кадров и предоставление им площадок, работа с существующими влиятельными блогерами и попытки выкормить своих, организация выставок современных художников и даже вербовка в тоталитарные секты.
Поэтому, хотя Сорос уже не тот, сбрасывать со счетов работу его структур уж точно преждевременно.