-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
Европарламент подготовил очередную резолюцию по Центральной Азии. Резолюция, как сказано в преамбуле, обновлённая, с учётом глобальных геополитических изменений. На самом деле ничего особо нового в ней нет. Эдакая старая песня о главном – только Россия поминается недобрым словом едва ли не в каждом абзаце, да требования к странам Центральноазиатского региона стали жёстче и безапелляционней.
Стратегию по Центральной Азии в Евросоюзе приняли в 2007 году. Это был первоначальный вариант, который продержался до 2019 года. С тех пор в мире много чего случилось, что заставило парламент всея Европы поспешить с разработкой нового документа. За четыре года, как отмечают разработчики, на регион повлияли значительные внешние факторы. А именно – «незаконная агрессивная война России против Украины, захват Афганистана талибами, глобальные амбиции Китая, а также внутренняя нестабильность».
Правительства государств Центральной Азии, сказано в документе, совершенно напрасно подозревают Евросоюз во вмешательстве в их внутренние дела. Всё, что творит ЕС по отношению к ЦА, продиктовано, дескать, исключительно добрыми намерениями, искренним желанием помочь региону в «правильном» развитии и установить с ним тесное и плодотворное взаимовыгодное сотрудничество.
Что Евросоюз вообще забыл в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане? Это в резолюции подробно объясняется.
Центральная Азия представляет собой регион стратегического интереса для ЕС с точки зрения безопасности и связности, а также диверсификации энергетики и ресурсов, разрешения конфликтов и защиты многостороннего, основанного на правилах международного порядка, который был поставлен под сомнение в результате нападения России на наши ценности…»
Когда и на какие ценности напала Россия? Этот пункт не уточняется.
Зато утверждается, что «ни одно из государств Центральной Азии не поддерживает вторжение России в Украину и не признаёт российскими аннексированные Россией украинские регионы». Кроме того, «российские чиновники и пропагандисты продолжают использовать агрессивную риторику против государств Центральной Азии, ставя под сомнение их территориальную целостность и национальную идентичность». Выходя за рамки резолюции, стоит заметить: эту самую агрессивную риторику используют не столько российские, сколько некоторые местные азиатские пропагандисты, нагоняющие страх на свой народ: Россия, мол, расправится с Украиной – и тут же примется за нас…
Однако цель Европейского парламента – максимально «обезобразить» Россию, представив её в виде чудовища, с которым необходимо всемерно и всемирно бороться. А для начала с пассивной помощью стран региона можно создать России, мягко говоря, определённые неудобства.
Чтобы поддержать Запад в нелёгкой борьбе с Россией, государства Центральной Азии должны…
Во-первых, расширять экономические отношения и активизировать политические связи с ЕС, тесно сотрудничать с его посланником по санкциям, чтобы предотвращать обход санкций против России и Беларуси.
Во-вторых, положить конец порочной практике вербовки Россией мигрантов и граждан Центральной Азии для боевых действий на Украине.
В-третьих, окончательно избавиться от зависимости от России (в связи с этим Евросоюз очень тревожит подписание газового соглашения между «Газпромом» и Узбекистаном через Казахстан). Лучше сидеть без газа, чем оказаться в «российской кабале».
В-четвёртых, срочно разобраться с внутренними проблемами и твёрдо встать на путь демократии, соблюдения прав человека и отказа от автократии.
Этот пункт заслуживает более пристального рассмотрения.
С 2019 года, как следует из резолюции, в Центральной Азии произошло несколько событий, оказавших весьма негативное влияние на внутреннее положение дел. «Кровавый январь» 2022 года в Казахстане; беспорядки в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (ноябрь 2021-го и май 2022-го); массовые протесты в узбекском Каракалпакстане (июль 2022-го); столкновения на кыргызско-таджикской границе… Так называемое «кемпир-абадское дело» в Кыргызстане в этом документе почему-то не упоминается, хотя речь идёт главным образом о задержаниях и репрессиях.
Все пять государств Центральной Азии характеризуются как «страны с низкими и уменьшающимися показателями демократии» и классифицируются как «авторитарные режимы». И это, говорят в Европарламенте, нехорошо, и грозят Центральной Азии пальцем. И требуют немедленно освободить «политических узников», перечисляя их пофамильно.
В Кыргызстане, к примеру, срочно выпустить на волю требуется Азимбека Бекназарова, Айбека Бузурманкулова, Айданбека Акматова, Темира Махмудова и Марата Баязова. Личности, как на подбор, интересные. Возьмём – опять же для примера – Бекназарова. Малограмотный политический деятель, в своё время заслуживший прозвище «бульдозер революции». Несмотря на почтенный возраст, остающийся одним из главных кыргызских бузотёров. Его уже и в Малайзию послом ссылали, лишь бы был подальше от Кыргызстана и не баламутил народ. Как Азимбек Анаркулович ухитрялся работать послом без знания языка и элементарных понятий о дипломатии – большой вопрос. Он и сейчас не отказался от политической карьеры и недавно заявил, что скоро станет президентом…
Но репрессиям аксакал подвергся не по этой причине. И «кемпир-абадское дело» - никакое не политическое, а чисто уголовное. Как ещё следовало поступить с Бекназаровым и компанией, которые чуть не поставили страну на грань гражданской войны и не столкнули лбами с соседним Узбекистаном (будто Таджикистана недостаточно)?
Называть этих граждан «политическими узниками» или «узниками совести» по меньшей мере - нечестно. И уж точно не дело Европарламента вмешиваться и чего-то там требовать. Со своими буйными «оппозиционерами» не худо бы для начала разобраться.
Обеспокоен Евросоюз и «гонениями» на свободу слова, и ущемлением прав «независимых» журналистов и правозащитников, и притеснением женщин и представителей сексменьшинств. Правительства стран Центральной Азии, по мнению разработчиков резолюции, сильно нарушают права человека и откатываются от демократии в дремучий авторитаризм, принимая «антинародные» законы. В частности – законы о защите от ложной информации, об иноагентах и им подобные. На Западе почему-то по-прежнему отказываются признавать, что нет в описываемом регионе ни «честных» правозащитников, ни «независимых» СМИ. Всё, что называется «независимое», щедро финансируется именно западными фондами и организациями и продвигает угодную Западу повестку. Те самые ценности, на которые «напала» ненавистная Западу Россия.
Государства, входящие в Центральноазиатский регион, Евросоюз представляет себе как общества, поощряющие гендерное неравенство и всяческое насилие в отношении женщин. И призывает правительства разработать соответствующие законы и контролировать их исполнение… И невдомёк Евросоюзу, что в том же «гендерноизнасилованном» Кыргызстане, например, с насилием в отношении женщин начал бороться уже даже Госкомитет национальной безопасности. Структура, у которой вроде бы совсем другие цели и задачи…
Впрочем, все эти обвинения в несвободе, недемократичности и неуважении к мужчинам, желающим вступать друг с другом в интимные отношения, мы уже слышали. Новая резолюция от своих предшественниц отличается стремлением ЕС максимально углубить и расширить своё присутствие в Центральной Азии и добиться того, чтобы его наблюдатели были вхожи во все двери и принимали активное участие во всех внутригосударственных мероприятиях, включая законотворчество.
И это уже совсем не смешно.
Какие ещё цели, кроме «избавления стран от пагубного влияния России и контроля за соблюдением санкций», преследует коллективный Запад, стремясь укрепиться в регионе? Вскользь упоминаются водные проблемы и необходимость их решать (каким именно образом – непонятно; всё неконкретно и предельно обтекаемо, потому что для Запада это неважно). Так же вскользь – проблемы на границах. Гораздо важнее другое: «ЕС приветствует выраженную Туркменистаном заинтересованность в поставках газа в Европу»…
Ну и по другим странам регион примерно то же самое. Каждой стране Центральной Азии есть, что поставить в Европу. Взамен получив «декриминализацию сексуальных отношений между мужчинами», отмену законопроекта о защите детей от вредной информации и зелёный свет антигосударственным НПО, журналистам и блогерам.