-
12-09-2024, 14:24
-
12-09-2024, 14:23
-
12-09-2024, 14:22
-
12-09-2024, 14:21
Почти окончательно «побив горшки» с Россией, Евросоюз теперь пытается – через её голову! – упрочить свои связи с государствами Центрально-Азиатского региона. И символичным в этом плане событием стала трёхдневная поездка в Казахстан и Узбекистан, проведённая министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок. Во время визита в эти страны Бербок сопровождала делегация, специализирующаяся на энергетическом и инфраструктурном секторах. Цель поездки секрета не составляла – постараться углубить сотрудничество этих стран с ЕС и попытаться спровоцировать их на раскол в отношениях с Россией. Но самое главное, что интересует европейцев – завоевание обширного центральноазиатского рынка.
«Выслушать надежды и ожидания»
Перед началом поездки Бербок сообщила, что главная цель её турне в Казахстан и Узбекистан – «выслушать надежды и ожидания», которые эти страны возлагают на ЕС в условиях кризиса, вызванного боевыми действиями на Украине, и других мировых кризисов. 31 октября германская гостья встретилась в Астане с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди. По словам последнего, встреча оказалась «плодотворной и доверительной». По итогам разговора Тлеуберди сообщил: «В год тридцатилетия установления дипломатических отношений между Казахстаном и Германией мы с удовлетворением констатировали высокий уровень доверительного политического диалога и прочного взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах. В рамках преемственности нашего многовекторного внешнеполитического курса мы продолжим прилагать максимум усилий для расширения взаимодействия с Германией и Евросоюзом».
Тлеуберди добавил, что лично он горой стоит за развитие межпарламентских и бизнес-связей двух государств. А Бербок в ответ не скупилась на похвалы. «Ваша страна сейчас идет по пути амбициозных реформ. Это касается не только транспарентности, не только расследования событий, имевших место в начале года. Речь идёт о проведённом в июне референдуме, по итогам которого из конституции была вычеркнута смертная казнь. Вы также приняли решение о реформе процессуального права. Я знаю, что это непростой и длинный путь, но оно того стоит! И на этом пути мы будем вас поддерживать в духе партнёрства. Мы хотим расширить наш диалог по политическим реформам, верховенству закона, правам человека. Я убеждена в том, что открытое, сильное и уверенное в себе гражданское общество является жизненным эликсиром для инноваций и успешного будущего», – заявила министр иностранных дел Германии.
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, встречаясь с Бербок, обсудил с ней вопросы расширения взаимного товарооборота, развития возобновляемых источников энергии и логистической инфраструктуры, инвестиционного сотрудничества. По словам Смаилова, «Германия является важнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером Казахстана в ЕС». Поэтому Астана настроена «поддерживать и укреплять высокий уровень взаимодействия» с Берлином. Смаилов отметил, что в прошлом году объем прямых немецких инвестиций в экономику Казахстана вырос на 25% и превысил 320 млн долларов. Товарооборот между странами также возрос более чем на 6%, составив более 2,2 млрд долларов. При этом, как отметил премьер-министр, последовательный рост в данной сфере сохраняется и в текущем году. В свою очередь, А. Бербок подчеркнула, что «у Казахстана и Германии есть большой потенциал по дальнейшему развитию экономического взаимодействия по многим направлениям, в том числе в энергетике и промышленности».
Таким образом, интерес Германии и всего Евросоюза к крупнейшей державе Центральной Азии вполне понятен. Казахстан интересен и как экономический партнер, и с точки зрения его географического положения. Располагаясь между Россией и Китаем, контролируя значительную часть транспортных путей между Востоком и Западом, он занимает стратегически важную позицию. И поэтому его геополитический статус так важен и для Евросоюза, и для США.
Бизнес и идеологические установки
В Ташкенте Бербок обсудила со своим узбекским коллегой Владимиром Норовым вопрос вывоза из Афганистана «тысяч людей, оказавшихся под давлением» – под ними гостья имела в виду противников режима талибов, а также немецких граждан. По её словам, власти Германии пытаются заключить со странами-соседями Афганистана соглашения, для того чтобы гарантировать спасаемым людям безопасный въезд и получение визы в местном представительстве Германии. «Федеральное правительство приняло решение ежемесячно вывозить тысячи людей через Узбекистан в Германию. В первую очередь это будут афганские граждане, находящиеся под наибольшим давлением. Всего с августа прошлого года, после того как власть в Афганистане захватило радикальное движение "Талибан"*, эту страну при нашей помощи смогли покинуть более 18 тысяч человек», – отметила Бербок.
Со своей стороны, В. Норов выразил мнение, что западное сообщество должно помочь Афганистану в возвращении его активов, замороженных за границей, и в восстановлении там инфраструктуры. Бербок на это ответила, что Германия выступает против нынешнего афганского правительства, хотя у Берлина и Ташкента разные взгляды на сей вопрос. «Мы считаем, что "Талибан" украл у людей в Афганистане свободу. Я хотела бы воспользоваться этой возможностью, чтобы сказать, что мы против того, что делает нынешнее правительство Афганистана», – сказала глава немецкого МИД.
Впрочем, она, чтобы подсластить пилюлю, тут же добавила: «Мы не имеем права бросить граждан Афганистана на произвол судьбы – и мы этого не сделаем. Грядет зима, и она принесёт свои проблемы. В качестве федерального правительства мы будем продолжать помогать людям в Афганистане. Мы высоко ценим и приветствуем работу Узбекистана в Афганистане».
Потом в Ташкенте состоялась встреча Бербок с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. И снова – в который раз! – стороны говорили о «важности продуктивных обменов и консультаций» на уровне внешнеполитических ведомств, о необходимости «расширения сотрудничества». Бербок заявила о «приверженности Германии всемерной поддержке программы демократических преобразований и социально-экономических реформ в Узбекистане».
Тут стоит отметить, что Германия является крупнейшим торговым партнёром Узбекистана в Европе. За последние пять лет двусторонний товарооборот увеличился на 24%, а с начала текущего года рост составил 43%. Экспорт узбекской продукции в ФРГ вырос почти на 55%. В настоящее время в Узбекистане так или иначе работают свыше 200 ведущих немецких компаний. В 2021 году из Германии в Узбекистан было привлечено инвестиций на 1 млрд долларов. В текущем году, как ожидается, объем составит 1,45 млрд. Поэтому неудивительно, что делегация во главе с Бербок посетила крупные предприятия с участием немецкого капитала в Ташкентской и Самаркандской областях. При этом, что характерно для сегодняшнего ЕС, гостья вновь и вновь давала понять, что для неё не существует чистой экономики, и экономические вопросы она готова рассматривать только сквозь призму идеологии. «Многие компании из Европы хотят инвестировать в Узбекистан. Вот почему меня сопровождает бизнес-делегация. Лучшая защита инвестиций – это защита прав человека», – утверждала А. Бербок, общаясь с любезными хозяевами.
И в Казахстане, и в Узбекистане Бербок то и дело касалась – порою вскользь, иногда впрямую – своего желания: поссорить, если получится, эти страны и с Россией, и с Китаем. Транслируя точку зрения «либерального обкома», германская министерша старалась представить стародавние политико-экономические связи Казахстана и Узбекистана с Россией и с Китаем, как нечто вредное для казахов и узбеков. «Для меня важно, чтобы будущее для них (стран региона. – А.К.) было большим, чем просто выбор между смирительной рубашкой на заднем дворе России или зависимостью от Китая. И поэтому моя главная цель в Казахстане и Узбекистане – прислушаться к надеждам и ожиданиям людей, которые они там возлагают на Европу в нынешних условиях», – провозглашала гостья.
Не только идеология
Выступая перед прессой в Ташкенте, Анналена Бербок впрямую призвала не допустить «беспрепятственного усиления» в Центральной Азии влияния России и Китая. «Иные хотят, чтобы Узбекистан стал частью их сферы влияния. Мы хотим партнёрства на равных: честного, прозрачного, без каверзных кредитов. Европа хочет, чтобы Узбекистан был хорошим соседом. Когда дело доходит до инвестиций, мы полагаемся не на подчинение, а на юридическую определённость», – лукаво подчеркнула глава германского МИД. И добавила: «Государства Центральной Азии всегда надеялись стать мостом между Россией, Китаем и Европой. Теперь они опасаются, что станут для этих стран разменной монетой». И чтобы этого не случилось, ЕС теперь, мол, предлагает Центральной Азии свою «руку дружбы».
Впрочем, за выспренними речами скрываются и вполне прагматические интересы. Так, немецкая пресса откровенно пишет, что «путём расширения сотрудничества с Узбекистаном и Казахстаном Берлин надеется сократить зависимость от Китая в области добычи полезных ископаемых». Для ЕС Центральная Азия интересна в плане переноса туда своих индустриальных предприятий и логистики. Тем более что сейчас в связи с обострением «санкционной войны» происходит перекройка логистических цепочек. И нынче в Евросоюзе интересуются не только китайским планом «Один пояс – один путь», но и транспортным коридором «Север–Юг».
Также стоит отметить, что сотрудничество с Центральной Азией Германия хочет проводить по схеме «сырье в обмен на технологии». Так, в Астане Бербок обсуждала вопросы поставок редкоземельных металлов, крайне необходимых для экономики Германии и ЕС в целом. Сейчас основным поставщиком данного вида сырья является Китай. Но в ЕС зависимость от Китая в этом вопросе воспринимают, как критически опасную. Казахстан может предоставить немцам альтернативный вариант добычи этих металлов, но для разработки казахстанских недр нужны высокотехнологичная структура и технологии. Германия готова, по словам Бербок, предоставить всё необходимое.
В силу сложившейся сейчас ситуации Германия вынуждена списывать свои инвестиции в российскую экономику в графу «убытки». В настоящее время осуществляется перенос германских производств из РФ на территорию Казахстана и Узбекистана – туда хотят перебазировать не менее 300 предприятий. На днях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что 50 из них уже получили новую прописку. Для немцев перенос бизнеса в Центральную Азию интересен благодаря наличию там дешёвой рабочей силы и обильных источников сырья, включая нефтегазохимию, удобрения, металлы. Также выгода заключается в близости потребительских рынков.
В качестве выгодного фактора немцы рассматривают и наличие соглашений о свободной торговле в рамках Евразийского экономического союза, а также зоны свободной торговли СНГ. Благодаря им Казахстан и Узбекистан смогут поставлять в РФ продукцию параллельного импорта, непосредственно произведённую на своих территориях. И поставлять её они смогут не только на российский рынок, но и на растущие рынки Центральной Азии и соседних стран – Ирана, Ирака, Афганистана и других. 350–400 млн человек – рынок такой величины интересен для Евросоюза как крайне лакомый.