О неизбежном раскладе
"В романе Редьярда Киплинга "Ким" сказано, что "только когда все умрут, Большая игра закончится". Этот тезис оправдывает себя. Считается, что первый ее этап начался примерно в 1800 году, а закончился в 1907-м. Закончился не потому, что стороны этого сильно хотели, а потому что у них появился общий враг, а на горизонте замаячила Первая мировая война. В 1907-м стороны зафиксировали достижения и решили остановиться", — рассказал он.
О целях Великобритании
"Сейчас США и Великобритания считаются партнерами. Конечно, они партнеры, но более точная характеристика — это соучастники. Соучастники могут сделать дело и тут же разбежаться. Сегодня могут быть одни соучастники, завтра — другие. При этом США по отношению к Великобритании работают точно так же: это дорога с двухсторонним движением", — считает он.
О разладе на Западе
О кредитной зависимости
"Вкладывая средства, они привязывают государства к долгам. Вы ведь чувствуете себя зависимыми, когда кому-то должны? То же самое происходит с государствами, только на макроэкономическом уровне. Долги, которые "висят" над Центральной Азией, влияют на внешнюю политику региона", — подчеркнула политолог.
О попытках превратить ЦА в зону управляемого хаоса
"После распада СССР хаотизация в Центральной Азии находится в интересах не только США, но и Великобритании. Здесь их интересы сходятся. Среди задач, помимо уже перечисленного, активная работа по противодействию проектам ШОС и евразийскому партнерству, сопряжению ЕАЭС и программы "Один пояс — один путь", БРИКС", — отметил он.
"Казахстан имеет важное географическое и геополитическое расположение. Этот важный пазл хотели выдернуть из евразийской интеграции, лишив связки между мировыми центрами, чтобы создать зону хаоса. Подобный сценарий рассчитан на то, чтобы Москва и Пекин увязли в перманентных конфликтах в регионе", — считает Курманов.
О мерах противодействия
"Мы можем построить пространство доверия политической и экономической безопасности. Здесь стоит вспомнить слова президента России Владимира Путина, что большое евразийское партнерство — это и есть альтернативный вариант сценарию хаоса", — заключил Лушников.
"Мы находимся на геополитическом перекрестке. Пресловутая многовекторность и политические заигрывания ни к чему хорошему не приведут. Мы должны извлекать уроки из опыта других стран. Инструментариев для сеяния раздора много — это и энергетические проблемы, и межэтнические, а "Большая игра", как уже было сказано, закончится лишь тогда, когда мы все умрем", — считает эксперт.