-
17-09-2024, 11:47
-
17-09-2024, 11:42
Внезапно случившийся блэкаут заставил задуматься над рядом серьезных вопросов – дальновидна ли энергетическая политика Узбекистана, что стало причиной масштабного отключения электроэнергии по всей стране, нужно ли пересмотреть стратегию сотрудничества с соседями в плане развития единого энергокольца.
Мы поговорили об этом с известным политологом, директором Центра исследовательских инициатив "Ma'no" Бахтиёром Эргашевым, который считает, что проблемы в энергетике накапливались годами, и властям необходимо их срочно решать. При этом эксперт заметил, что блэкаут не должен стать поводом для разрушения единого энергетического кольца в Центральной Азии, а наоборот, необходимо активизировать работы по совершенствованию всей системы.
"В энергосистеме Узбекистана проблемы накапливались многие годы, их нужно срочно решать. Ключевая проблема – это энергодефицит, он реально существует. Еще одна проблема – это, конечно же, устаревание инфраструктуры электрогенерации и энергопередачи. Несомненно, важнейшим вопросом была и остается проблема серьезного превышения показателей по затратам электроэнергии на единицу произведенной продукции. Узбекистан является одним из мировых "лидеров" по этому показателю и именно это один из важнейших вопросов, которые нужно решить", – отметил он.
Говоря о стратегии сотрудничества с соседями, политолог напомнил, что еще в 2018 году было принято решение о необходимости восстановления полноценного функционирования единого энергокольца Центральной Азии, включающего все пять стран региона.
"Я считаю, что нужно восстанавливать в полном объеме работу Центрального диспетчерского пункта, который всегда располагался в Ташкенте и осуществлял регулирование перетоков электроэнергии в рамках Единой энергетической системы Центральной Азии. Я думаю, что этот блэкаут будет стимулировать страны региона не разъединяться, а наоборот объединять усилия по модернизации стареющей инфраструктуры, разрабатывать новые стандарты", – сказал Б.Эргашев.
Эксперт уверен, что страны региона переходят на новый уровень взаимоотношений, поэтому их лидерам стоит говорить о необходимости разработки единой и скоординированной энергетической политики в регионе.
"Мы должны формировать и реализовывать единую энергетическую политику в Центральной Азии, то есть работать над тем, чтобы не разрывать единую энергосистему, а объединять её для того, чтобы была возможность работать с перепадами подачи электроэнергии, обеспечивать оптимальные перетоки электроэнергии в зависимости от сезонов", – заметил собеседник.
Он также добавил, что энергетическая политика Узбекистана, основные параметры которой изложены в Концепции развития энергетики до 2030 года, вряд ли должна подвергаться какой-то серьёзной трансформации из-за случившегося блэкаута.
"Сама концепция говорит о самом главном – необходимости преодоления существующего энергодефицита и недопущении его роста. Также там закреплена цель по созданию своеобразного энергомикса на основе различных видов генерации, включая возобновляемые источники энергетики и атомную энергетику. Основные цели будут достигаться за счет модернизации, повышения мощности и КПД тепловых станций, которые работают на природном газе, развития гидроэнергетики, в частности, через средние, малые и миниГЭС, а также ВИЭ. В документе также заложено и строительство атомной электростанции. Это детальный план, который необходимо не менять, а просто эффективно реализовывать", – заключил он.