-
Сегодня, 11:49
-
Сегодня, 11:24
-
Вчера, 15:21
Тофалары (в переводе – «человек»; самоназвание: тофа, тоха; прежнее название – карагасы, что означает – «чёрные гуси») – коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Таким образом они населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха. Говорят на тофаларском языке, который принадлежит к таёжному ареалу Саянской подгруппы сибирской (восточно-тюркской) группы тюркской ветви алтайской языковой семьи. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, их насчитывается 762 человека (на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов).
По физическому типу тофалары (карагасы) неоднородны, хотя основой их антропологического облика является катангский тип североазиатской малой расы (северный вариант большой монголоидной расы) с примесью центрально-азиатского типа. Среди молодых поколений высока примесь европеоидных черт, что свидетельствует о большой смешанности этого этноса. Так, если в досоветский период взаимодействовали в основном с бурятами и русскими, то потом, особенно в 1960-80-е гг., доля межэтнических браков с приезжими русскими постоянно росла. Это существенным образом повлияло на антропологические и языковые характеристики тофаларов (наличие европеоидных признаков у молодых, их русскоязычность).
Происхождение тофаларов связано со сложными этническими процессами, протекавшими в течение многих веков в Саянах и на прилегающей территории Южной Сибири. В конце I тыс. до н.э. центральную часть Восточного Присаянья заселили самодийцы, позже кетоязычные группы. Влияние последних прослеживается в родовом составе карагасов и в топонимике этого региона. В VI – VIII вв. эти племена восприняли тюркский язык, и значительную роль в этом сыграли тюркоязычные туба, смешение с которыми определило этногенез тофаларов. Заметим, впервые карагасы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V в. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея.
В последующие годы предки тофаларов были зависимы от Уйгурского каганата, державы древних кыргызов, монгольской империи, то есть они являлись данниками (платящими дань) различных центрально-азиатских империй. Вторжение в 1218 г. монгольских войск Джучи в Предбайкалье вызвало их миграцию в труднодоступные горные долины Восточного Присаянья. Между тем проникшие на земли карагасов небольшие монголоязычные группы были ассимилированы в местной тюркоязычной среде и вошли в состав складывающейся народности. Забегая вперед, можно сказать, что формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX в.
К приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием карагасы или «чёрные гуси», когда-то так назывался один из родов, а позднее это имя распространилось на всё племя. Имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, карагасы вели кочевой или полукочевой образ жизни. В русских источниках первой трети XVII в. указывается, что предки тофаларов являлись кыштымами (данниками) западно-бурятских князцов. Тогда же Тофалария была включена в состав Московского государства, при этом став пограничной территорией с Китаем. Во второй половине столетия в ясачных ведомостях появляются первые сведения о численности карагаского народа, из которых следует, что данная народность территориально входила в Братскую Удинскую землицу Красноярского уезда. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, который они с 1648 г. платили в Удинский острог. В свою очередь, учёный-этнограф И.Г. Георги в своей работе («Описание всех обитающих в Российском государстве народов … [карагасы]») о них писал так: «Каракассы принадлежат к небольшим остаткам красноярских народов самоядского племени. Статься может, что они во время воинственных беспокойствий собрались из беглецов. Ныне платит сие поколение подушный оклад только за 22 семьянистых человека».
До середины XVIII в. карагасы поддерживали тесные связи с родственными им тувинцами Тоджи, но после присоединения Тувы к Цинскому Китаю, эти контакты прерываются, что приводит к быстрому образованию в XIX в. самостоятельного тофаларского этноса. Следует заметить, что по происхождению, языку и многим элементам культуры карагасы действительно близки к тувинцам-тоджинцам. Различия, наблюдаемые в настоящее время между двумя этими народами, – результат различных исторических судеб на протяжении последних столетий. Тувинцы-тоджинцы в силу политических условий длительное время не испытывали русского влияния, в то время как тофалары с середины XVII в. находились в орбите русской культуры.
Отметим, что более полные данные о карагасах начинают появляться лишь со второй половины XIX – начала XX вв. В этот период многие исследователи занимаются изучением их языка, быта, хозяйства и т.п. Тогда же начался процесс проникновения на территорию тофаларов охотников, заимщиков, купцов, золотопромышленников. Это привело к тому, что на суглане (декабрьское собрание всех тофаларов) происходил ежегодный передел тайги или охотоугодий, так как родовые границы этих угодий были нарушены (до начала XX в. карагасы делились на 8 родов: кара-йогды, кара-hааш, тарк-hааш, ирге-hааш, тенек-hааш, сары-hааш, чогды, чептей). В результате этого процесса карагасы уходили всё дальше в глубину горно-таёжного района – к Джуглымскому и Удинскому хребтам. Но, несмотря на это, до XX в. тофаларам всё-таки удавалось сохранять созданную культуру и кочевую форму хозяйственной деятельности.
Геополитический центр «Берлек-Единство»