-
Вчера, 11:55
-
7-11-2024, 11:04
Пандемия продолжает вносить свои коррективы в процессы развития международного диалога и укрепления межстранового сотрудничества по всему миру. В этом контексте особое значение принимает то, насколько те или иные страны оказались стрессоустойчивы в столь непростых условиях.
Стабильным можно назвать сотрудничество России и Таджикистана, для взаимодействия которых общемировая проблема не стала непреодолимым барьером, но является лишь еще одной «проверкой на прочность». К такому выводу пришли участники Международной видеоконференции «Россия-Таджикистан: перспективы политического и экономического сотрудничества», которая состоялась 28 сентября 2020 г. в ставшем уже привычным дистанционном формате.
Организаторами мероприятия выступили Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия) и Институт исследований Центральной Азии (г. Казань, Россия), собравшие для участия в дискуссии представителей экспертно-аналитического сообщества из России и Таджикистана. Модерировал дискуссию Андрей Большаков – д-р. полит. наук, директор научных программ Института исследований Центральной Азии, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ.
С приветственным словом перед участниками видеоконференции выступили руководители организаций-инициаторов мероприятия. В частности, директор Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев дал краткую характеристику отношениям двух стран на настоящий момент:
«… Россию и Таджикистан объединяют доверительные отношения и общность позиций по вопросам региональной безопасности и современным вызовам, связанным с противодействием экстремизму и международному терроризму на южных рубежах СНГ. Однако, это далеко не все.
Российско-таджикские отношения развиваются поступательно, что придаёт новый импульс сотрудничеству и создаёт новые предпосылки для дальнейшего развития делового, экономического, культурного и образовательно-гуманитарного сотрудничества».
Исполнительный директор Института исследований Центральной Азии Марат Сафин также положительно оценил текущее состояние российско-таджикистанского взаимодействия:
«… Безусловно, Таджикистан является стратегическим союзником России в Центрально-Азиатском регионе. Обе стороны связывают многолетние партнерские отношения. Российско-таджикские отношения в настоящее время находятся на самом высоком уровне: Россия для Таджикистана – самый крупный торговый партнер, Россия также является гарантом безопасности Таджикистана, имеющего 1244-км. границу с Афганистаном.
Кроме того, Россия является одним из ключевых инвесторов в экономику центральноазиатской республики. Объем российских накопленных прямых капиталовложений составляет $1,6 млрд – 17,2% от всех иностранных инвестиций».
С первым докладом на тему «Коронакризис и российско-таджикские отношения: политико-экономическое измерение» выступил канд. полит. наук, научный сотрудник кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Бахри Бархиев:
«… В целом российско-таджикские отношения развивались динамично даже во время коронакризиса: лидеры двух государств несколько раз в течение года общались по телефону, Эмомали Рахмон приезжал на отложенный парад Победы в Москву в июне этого года, обсуждался широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества и взаимодействия в рамках международных организаций.
Никаких негативных моментов в отношениях двух сторон не выявлено. Также и в экономике не наблюдается негативных тенденций. Товарооборот между странами за 8 месяцев текущего года сократился всего лишь на 1%».
С докладом на тему «Проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта и Big Data для России и Таджикистана» выступил Сергей Федорченко – канд. полит. наук, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета.
«… Сегодня, в условиях внедрения искусственного интеллекта и Big Data актуальным является вопрос цифрового суверенитета. Здесь, на мой взгляд, постсоветские страны (в том числе Таджикистан и Россия) могли бы объединиться с целью выработки консолидированной позиции в рамках сотрудничества с различными IT-корпорациями.
В то же время, необходимо актуализировать вопрос создания собственного IT-сектора. Без этого, как мне кажется, сохранить суверенитет в современной цифровой реальности ни Таджикистану, ни России уже будет невозможно».
Некоторые нюансы предстоящего периода выборов затронул в своем выступлении на тему «Политическая осень в Таджикистане» канд. полит. наук, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов.
«… В современной электоральной практике существует, по меньшей мере, два подхода к пониманию роли зарубежных наблюдателей в выборах. Первый подход рассматривает внешнее наблюдение как форму международного сотрудничества в организации выборов, он характерен для государств СНГ. При этом признаётся производность избирательных прав и свобод человека от исторического процесса и их постоянное динамическое движение. В таком случае единственной оценкой легитимности демократических выборов служит соответствие их результатов политическим предпочтениям граждан данного государства.
Второй подход ограничен сугубо политико-правовыми рамками и не учитывает сложных особенностей развития страны. Это позволяет наблюдателям от стран Запада формально оценивать выборы и интерпретировать их в угоду сложившимся политическим стереотипам. Если рассматривать предстоящие выборы в Таджикистане, то уже изначально наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ не заинтересованы в равноправном сотрудничестве. В то время как постсоветским странам ближе понятия «международное сотрудничество» и «равноправный диалог», нежели «международный надзор».
Эксперт по вопросам политики и безопасности из Таджикистана Абдуллохи Рахнамо посвятил свое выступление теме «Особенности процесса государственного строительства на пространстве СНГ на опыте Таджикистана: институциональный анализ»:
«… Проблема усовершенствования государственного института и институциализация стабильности являются приоритетными направлениями политики государств. На мой взгляд именно решение этих проблем может создать почву для решения других социально-экономических, культурных, политических и иных проблем, стоящих перед нами.
Сегодня Таджикистан находится в процессе перехода от этапа восстановления к этапу развития. Формулой успеха Таджикистана в этом вопросе – это обеспечение плавности этого процесса. И сейчас все усилия в стране направлены на это. Отмечу, что в этом деле не актуален консерватизм, предполагающий долгую концентрацию на уже достигнутом. Равно как и либеральный реформизм, который может разрушить все, что уже достигнуто».
Примечательным было дополнение к выступлению, в рамках которого Бехруз Саидов анонсировал создание новой автономной исследовательской структуры – Аналитического центра изучения региональной политики и безопасности в г. Душанбе. Директор нового центра особо отметил нацеленность организации на выработку конструктивной позиции по направлениям своей будущей деятельности.
В показательно конструктивном ключе выступил Станислав Притчин с докладом на тему «Россия и Таджикистан: перспективы регионального экономического сотрудничества»:
«… Можно отметить определенную стагнацию в развитии новых проектов, открытии новых сфер сотрудничества между странами, несмотря на взаимную потребность и успешный пример соседей, которые демонстрируют более динамичное развитие. Более того, в условиях активизации региональных интеграционных процессов, особенно в свете начала процесса сближения Узбекистана и ЕАЭС, Таджикистан остается несколько в стороне от регионального мейнстрима.
В случае же полноценного присоединения Ташкента к ЕАЭС возможна ситуация, при которой двое из пяти соседей Таджикистана будут участниками важного интеграционного объединения, создавая неконкурентные условия для таджикских экспортеров в страны ЕАЭС и трудовых мигрантов. С целью создания условий для дальнейшего развития отношений с Россией, а также создания новых возможностей для таджикских производителей, трудовых мигрантов целесообразным выглядит рассмотрение перспектив получения статуса наблюдателя с присоединением к зоне свободной торговли, а в перспективе и, возможно, полноценного членства Таджикистана в ЕАЭС».
Следующий спикер – Альберт Белоглазов – канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ в рамках своего выступления представил ретроспективный обзор сотрудничества России и Таджикистана в сфере безопасности. В заключении эксперт отметил следующее:
«…Усиление культурно-гуманитарной составляющей сотрудничества позволит противопоставить радикальному исламизму межнациональное и межконфессиональное согласие, континентальную интеграцию, поддержку культурных, национальных, религиозных особенностей всех народов и политических субъектов региона».
Председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский в своем выступлении остановился на вопросах трудовой миграции. По мнению спикера, российский властям нужно тщательнее подходить к разработке и внедрению программ, направленных на развитие толерантности и добрососедства, на предотвращение возможных межнациональных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже болезней:
«Для того, чтобы не объявлять каждые два года «амнистии» нужно убрать избыточные требования законодательства, которые ведут к массовым выдворениям иностранных граждан с последующим запретом на их въезд от 3 лет. Такого рода запреты коснулись более чем двух с половиной миллионов иностранцев, что, по мнению экспертов, нанесло значительный ущерб российской экономике, её имиджу в сопредельных странах и просто межличностным контактам, вплоть до разрыва семей».
Докладчик также высказал предположение, что проблему адаптации и интеграции иностранных граждан может решить их профессиональная подготовка по востребованным в Российской Федерации рабочим специальностям:
«Необходимо создать условия для того, чтобы трудовая миграция у нас осуществлялась посредством оргнабора, а не только с использованием механизмов свободного рынка. Например, данная тема активно прорабатывается ныне в Узбекистане, заявившем об усилении взаимодействия с Евразийским экономическим союзом».
Канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ Василь Сакаев продолжил заданную тематику и также посвятил свой доклад российско-таджикистанским миграционным потокам.
«… Особое значение имеет создание легальных открытых механизмов помощи и поддержки мигрантов. В этом отношении Татарстан реализует некоторые проекты, в том числе поддержанные Фондом президентских грантов.
Например, создание сервиса, позволяющего мигрантам на своем родном языке получать необходимую информацию, как в рамках нормативно-правовой сферы, так и по различным бытовым тонкостям пребывания в республике и в России в целом».
В конечном итоге участники видеоконференции сошлись в мнении о том, что сегодня Россия и Таджикистан, две дружественные страны демонстрируют высокие темпы развития взаимодействия. Впрочем, потенциал этого взаимодействия оценить крайне трудно, так как направлений для его укрепления и развития множество.