-
3-12-2024, 09:40
22 октября 2019 г. в городе прошла Международная научная конференция «Жизненный путь и творческое наследие Сакена Сейфуллина», посвященная 125-летию со дня рождения выдающегося писателя и государственного деятеля. Его судьба тесно связана с Оренбургом как первой столицей советского Казахстана, где Сакен Сейфуллин принимал участие в Учредительном съезде Киргизской (Казахской) АССР, работал заместителем наркома просвещения этой республики, членом ее ЦИК, председателем Правительства, главным редактором республиканской газеты «Енбекши казах» («Трудовой казах»), издавал свои стихи и пьесы.
Как деятель общей истории, советского прошлого он вызывает большой интерес не только в Казахстане, но и в России. Поэтому по инициативе российской стороны и была организована конференция к юбилею казахского национального лидера в историческом здании, где располагалось первое Правительство советского Казахстана, а в 1922–1924 гг. руководил его работой Сакен Сейфуллин. Организаторами международной встречи выступили совместно АНО «Содружество народов Евразии», НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и Филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета.
Юбилей Сакена Сейфуллина собрал вместе поклонников его творчества, заинтересованных ученых, педагогов и студентов, историков, литературоведов, филологов из Оренбурга (Россия), Нур-Султана, Алматы, Актобе и Уральска (Казахстан), представителей казахских этнокультурных организаций Оренбургской области.
В приветственном слове к участникам встречи заместитель министра – начальник Управления международного сотрудничества Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Александр Калинин отметил, что Оренбург представляет особый научный интерес для казахстанских исследователей как город, где зарождались первые ростки национальной государственности, литературы, прессы, издательской деятельности.
Заложенные прежде гуманитарные, культурные связи между Казахстаном и Оренбуржьем успешно развиваются и в новых условиях. Ни одно крупное культурное мероприятие в приграничном российском регионе не обходится без участия казахстанских артистов, режиссеров, эстрадных исполнителей: Евразийский фестиваль студенческого творчества «На Николаевской», Международный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и авангард», Театральный фестиваль «Гостиный двор» и др. В самой Оренбургской области работают 38 казахских творческих самодеятельных коллективов.
Декан филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Ольга Косянова подчеркнула, что общая история, прошлое России и Казахстана взаимно обогатили и сблизили культуры наших народов. И сегодня в условиях некоторого обесценивания духовных ориентиров и размывания исторической памяти приобретают особую актуальность проблемы сохранения объединяющего нас культурного наследия. А потому ученые двух стран и обращаются к жизни и творчеству Сакена Сейфуллина как неотъемлемой части совместной истории и культуры.
Председатель АНО «Содружество народов Евразии», директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, доктор исторических наук Веналий Амелин сказал, что, несмотря на переоценку коммунистического прошлого в Казахстане и России, фигура Сакена Сейфуллина сохраняет огромную притягательность масштабом его личности, художественного дарования, верностью до конца идеалам справедливого переустройства общества и национально-государственного строительства, которые он пытался реализовать в советской системе.
Многие выступавшие на конференции подчеркивали уважение и к деятелям казахского национального движения «Алаш», и к их идейным оппонентам из числа казахских большевиков потому, что все это были люди яркие, искренние, патриотично настроенные, но воспитанные разной социальной средой, а потому по-разному видевшие будущее развитие Казахстана. И неудивительно, что выходец из крестьянской бедноты Сакен Сейфуллин с первых дней революции по убеждению встал на сторону советской власти, боролся за ее установление в Казахстане, чудом вырвался из колчаковской контрразведки, а затем занимался государственно-национальным строительством Киргизской (Казахской) АССР, в которой видел путь для реализации права своего народа на самоопределение.
Формирование его социалистических убеждений, путь от молодежного, регионального лидера до политика республиканского значения, руководителя советского Казахстана подробно проследил в своем выступлении профессор кафедры истории Казахстанского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина Каирбулат Нурбай (г. Нур-Султан). Он отметил, что стоявший на позициях большевистского интернационализма Сакен Сейфуллин, вместе с тем, был настоящим выразителем и защитником интересов своего народа. В частности, возглавив советский Казахстан в сложный период после голода 1921 г., этот политик провел важнейшую водно-земельную реформу, вернувшую ресурсы трудовому казахскому населению, осуществил прогрессивные экономические преобразования в рамках НЭПа.
Правовые основы деятельности высших органов власти Киргизской (Казахской) АССР в этот период детально разобрала в своем докладе доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук Елена Васякина.
Параллельно с гражданским становлением, возмужанием, общественной и политической карьерой Сакен Сейфуллин рос как творец, писатель, художественный выразитель новой эпохи, заложивший основы новой советской казахской литературы, поэзии и драматургии. Доцент Казахского национального университета имени аль-Фараби, кандидат филологических наук Алтынай Аскарова (г. Алматы) рассказала, что он привнес в национальную культуру остроту социальной тематики, идеи революционной борьбы, раскрепощения труда, социалистического строительства в сельском хозяйстве и индустриализации. Передача масштабных преобразований в стране требовала и принципиально иных, чем прежде, изобразительных средств. Поэтому Сакен Сейфуллин выступил подлинным новатором, реформировав казахское стихосложение.
Ассоциированный профессор Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова Рита Султангалиева (г. Уральск) добавила, что Сейфуллин улучшил созвучность рифм, ритмический строй и слоговую систему национальной поэзии. Вместе с тем, он всегда сохранял тесную связь с фольклором, постоянно обращался в своей лирике к традиционным для казахской национальной поэзии образам скакуна, сокола, лебедя, домбры, тайного сундука, творчески переосмысливая их для отражения новых явлений общественной жизни. Так, одним из сквозных символов его творчества был старинный образ сказочного крылатого коня – тулпара, который стал для него олицетворением перемен, прогресса, стремительного движения страны вперед.
Использование богатейшего духовного наследия своего народа, вплетение его исконных поэтических символов и образов, культурного кода в ткань нового, реформированного стиха опирались на глубокие знания традиций устного творчества Сакеном Сейфуллиным, которых с юных лет собирал и учил казахские легенды, сказания, песни, мастерски освоив игру на национальном музыкальном инструменте – домбре. Старший преподаватель Западно-Казахстанского медицинского университета имени М. Оспанова, кандидат филологических наук Гульжана Кузембаева (г. Актобе) поведала, что он сохранил интерес и любовь к фольклору на всю жизнь, а заняв высокие государственные посты, сыграл важную роль уже в научном сборе, записи, систематизации и издании национальных казахских кюев, песен и напевов.
Возглавив советский Казахстан в тяжелых финансовых условиях, Сакен Сейфуллин с трудом провел через Правительство волевое решение о выделении средств знаменитому собирателю тюркского фольклора, музыканту и этнографу Александру Затаевичу на публикацию сборника казахских народных песен. При участии С. Сейфуллина вышли в свет сборники «Образцы древней казахской литературы», «Батыры», книга «Казахская литература», где он классифицировал фольклорные материалы по жанрам и дал их подробный научный анализ.
Вместе с тем, профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Ирина Брякова отметила, что творчество Сакена Сейфуллина испытало влияние не только казахской фольклорной традиции, но и русской литературы. Подтверждением этому являются его переклички в тематике и художественных приемах с гражданской поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, лирикой С. А. Есенина, прозой и драматургией М. Горького. А за торжественный революционный слог, особую чеканность и ритмичность стиха, звукопись, нарастающее использование однородных членов Сакена Сейфуллина до сих пор не случайно называют «Маяковским казахской литературы». Однако речь в данном случае идет не только о взаимообогащающем диалоге двух литератур, но и общей среде, атмосфере революционных изменений и надежд, романтики времени, питавших сходство тем и форм художественного выражения. Именно в силу созвучности эпохе при высоком художественном даровании и новаторской оригинальности языка к лирике С. Сейфуллина обращались многие ведущие русские поэты и переводчики советского времени: Арсений Тарковский, Всеволод Рождественский, Сергей Наровчатов, Михаил Львов, Владимир Бугаевский, Александр Коренев, Ирина Озерова и др.
Представление о разностороннем, многогранном таланте юбиляра расширили доклады сотрудников Актюбинского университета имени С. Баишева: директора Центра «Рухани жангыру» («Духовной модернизации»), кандидата филологических наук Мухтара Мирова о роли Сакена Сейфуллина в формировании казахского книгоиздания, а также заведующей кафедрой казахского языка и литературы, кандидата филологических наук Жаннур Исиной и старшего преподавателя этой кафедры Гулмиры Ермекбаевой – о его публицистической деятельности. Они рассмотрели, в частности, его сотрудничество с крупнейшим казахским дореволюционным журналом «Айкап» («Увы»), работу в новых советских органах печати – главным редактором республиканской газеты «Енбекши казах» («Трудовой казах») и журнала «Эдебиет майданы» («Литературный фронт»), участие в дискуссиях о новой пролетарской литературе, ее задачах, идейной направленности и художественных средствах, критериях оценки, в пропаганде идей просвещения на страницах национальной прессы.
Прекрасным дополнением к научному анализу жизни и творчества Сакена Сейфуллина стало исполнение под аккомпанемент национальной домбры его поэмы «На холме» студентом Оренбургского государственного аграрного университета Кайратом Холовым и песни о юбиляре, написанной специально для оренбургской конференции преподавателем Западно-Казахстанского медицинского университета имени М. Оспанова Жулдыз Кожабековой.