-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
На мировом уровне БРИКС выступает как мощный двигатель многополярности, способствуя созданию более сбалансированной и инклюзивной модели мировой экономики. Развивающиеся страны, взаимодействуя с БРИКС, получают возможность не только диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, но и активно участвовать в международных дискуссиях по глобальным вопросам, таким как устойчивое развитие, изменение климата и реформирование международных финансовых институтов. Всё это усиливает позиции «глобального Юга», помогая этим странам формировать собственные стратегии роста и более эффективно интегрироваться в мировую экономику.
Потенциал новых проектов БРИКС и привлекательность формируемых этим объединением финансовых и экономических институтов для стран Центральной Азии обсудили ученые из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана в ходе Международного экспертного брифинга «Центральная Азия в будущей конфигурации БРИКС». Мероприятие состоялось 23 августа 2024 г. по инициативе Центра геополитических исследований «Берлек-Единство».
Модератор конференции, эксперт Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов отметил, что для крупнейших развивающихся экономик БРИКС сегодня становится ключевым объединением, предоставляя платформу для преодоления экономических и политических вызовов, а также для формирования более справедливого глобального экономического порядка:
«В условиях доминирования традиционных западных экономических институтов, БРИКС предлагает альтернативные механизмы сотрудничества, которые учитывают интересы развивающихся стран. Это объединение способствует укреплению взаимных торговых связей, стимулирует инвестиции и помогает преодолевать барьеры, с которыми сталкиваются экономики глобального Юга, такие как неравенство доступа к финансам и технологиям.
Более того, окончательное решение проблемы «западного шантажа» кроется в ускорении работ по дедолларизации трансграничных операций, суверенизации экономик Евразии, ШОС и БРИКС. Например, только новые шаги крупных экономических акторов по переформатированию глобальной финансовой системы могут помочь преодолеть страх «средних» и «малых» держав перед вторичными санкциями».
Руководитель казахстанского Центра «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев отметил, что БРИКС оказывает значительное позитивное влияние на экономики развивающихся стран, предоставляя им новые возможности интеграции в глобальную экономику:
«Сотрудничество в рамках этого объединения открывает доступ к финансовым ресурсам, технологиям и рынкам, что способствует модернизации экономики и ускорению промышленного развития. Особое значение имеют новые финансовые институты и механизмы взаиморасчетов по линии БРИКС, формирующиеся на наших глазах. В частности, страны Центральной Азии получают возможности кредитования на выгодных условиях для реализации инфраструктурных проектов, что автоматически способствует устойчивому росту и развитию.
Кроме того, БРИКС играет ключевую роль в создании многополярной мировой экономики. В сложившейся ситуации это снижает зависимость множества акторов от традиционных западных финансовых институтов и экономических центров. Благодаря этому, развивающиеся страны расширяют свои торговые связи и диверсифицируют источники инвестиций. Для Казахстана взаимодействие с членами БРИКС (прежде всего – с Россией и Китаем), помогает усиливать свои позиции на мировой арене, влияет на экономическую стабильность и устойчивость к внешним шокам».
Тему экономических выгод и значения БРИКС для стран Центральной Азии продолжила научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проектов Фонда Горчакова Дарья Сапрынская:
«Повестка БРИКС имеет ценность уже потому, что ведется формирование различных институтов интеграции «глобального Юга» в мировую торгово-экономическую систему. Здесь для стран Центральной Азии, безусловно есть свои плюсы и как для единого региона, и для каждого государства отдельно.
Прежде всего, участие в БРИКС в некотором смысле тождественно укреплению национальных экономик. Здесь явно прослеживаются тенденции и стремления к независимости внешнеторговых расчетов от мировых валют Запада. Такой шаг обеспечит безопасность не только самих участников БРИКС, но и других государств, которые сталкиваются с проблемами на глобальной экономической арене. Тот же формат БРИКС+ для Центральной Азии может создать новые альтернативы расширения внешнеторговых векторов.
Конечно, интерес стран центральноазиатского региона пока больше сфокусирован на ЕАЭС и ШОС. Но темпы развития БРИКС показывают, что и это объединение вполне может стать серьезным подкреплением в раскрытии экономического потенциала Центральной Азии».
Доцент Ташкентского государственного университета Востоковедения Хайрулла Умаров в своем выступлении дал оценку роли БРИКС в происходящих на мировой арене событиях:
«БРИКС – это уникальная организация, призванная защищать не только экономические, политические, но и любые иные интересы стран-участниц. После распада СССР экономическое доминирование Запада и, в первую очередь, США всегда несло риски для мировой экономики. Сегодня мы видим, что зачастую национальные интересы Запада не соответствуют принципам международного права, не отвечают интересам мира и стабильности.
БРИКС, в свою очередь, показывает, что есть и иные центры силы, способные оказывать влияние на переформатирование системы международных отношений. Узбекистан рассматривает перспективу членства в организации или получения статуса страны-наблюдателя. Особенно в условиях, когда межгосударственное объединение показывает тенденции к укреплению».
Следующий спикер Эсен Усубалиев – директор кыргызстанского Института политических исследований, представил анализ того, насколько страны центральноазиатского региона уже вовлечены в систему БРИКС:
«Центральная Азия уже является частью процессов БРИКС, принимая во внимание торгово-экономические, транспортные и энергетические проекты, которые пронизывают евразийское пространство и выходят к мировому океану. В частности, это проект международного транспортного коридора Север-Юг, который соединяет северные порты России, страны каспийского бассейна, проходит по территории Ирана и далее через Бендер-Аббас к Индийскому океану.
Другой проект – мультимодальный коридор, который соединяет Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан российским портом Астрахань на Каспии. Он может быть и частью евразийской транспортной архитектуры, и одновременно одним из маршрутов БРИКС, принимая во внимание строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Самаркандского государственного медицинского университета Шерзод Мажидов рассказал о национальных интересах Узбекистана в современных интеграционных проектах:
«Республика Узбекистан всегда поддерживала дружеские отношения с другими государствами. Как на Востоке, так и на Западе. Мы являемся страной-наблюдателем в ЕАЭС, но в то же время последовательно интегрируемся в ВТО.
Если говорить про БРИКС, то для Узбекистана – это, прежде всего, выход на новые экспортные рынки и сбыт нашей продукции. Центральная Азия становится значимым регионом, в котором пересекаются сразу несколько крупных интеграционных проектов».
С завершающим докладом выступил эксперт-аналитик Центра «Берлек-Единство», доцент УГНТУ Артур Сулейманов, который рассказал о формирующейся финансовой архитектуре БРИКС:
«Создание системы финансовых институтов в БРИКС – это вполне логичное и ожидаемое решение. Его обсуждают не первый год, но текущая геополитическая ситуация может стать катализатором для его ускоренного принятия.
Санкционные манипуляции, отключение России от платежной системы SWIFT, попытки изъятия российских финансовых активов в Европе – такие незаконные действия со стороны Запада подорвали авторитет сложившейся глобальной финансовой системы.
Запуск системы обмена финансовыми сообщениями – это основа формирующихся финансовых институтов БРИКС. Если до этого момента большинство трансграничных транзакций проводилось с использованием SWIFT, то сейчас появляется альтернатива. Новый механизм, который зарождается на пространстве БРИКС, будет популярен и за его пределами. Полагаю, что так формируется новая геоэкономическая реальность, которая изменит глобальную торговую среду и снизит зависимость экономик от доллара.
Такая основа необходима для дальнейшего углубления экономического сотрудничества на пространстве БРИКС и формирования в будущем новых валютных зон».
Участники экспертного брифинга отметили, что роль БРИКС в решении общемировых проблем будет только возрастать, а интерес к работе объединения проявляет все большее количество стран. БРИКС является одним из объединений, где на деле, а не на словах реализованы принципы равноправного сотрудничества: взаимное уважение, открытость, прагматизм, солидарность, преемственность и консенсус.
Сегодня на рассмотрении в БРИКС находятся порядка 30 обращений от разных стран, которые предлагают установить различные формы сотрудничества. Россия, как председатель БРИКС, уделяет этому особое внимание, выступает за разработку таких форм в интересах взаимовыгодного и справедливого сотрудничества.
По мнению участников мероприятия, один из приоритетов объединения – позитивные перемены в мировой экономике. Большое внимание в БРИКС уделяется увеличению доли национальных валют в торговле и инвестициях, а также разработке безопасных и надёжных финансовых инструментов и механизмов взаимных расчётов. Особую роль в установлении более доверительных, прочных и долгосрочных отношений между странами имеет налаживание культурных и гуманитарных контактов.