-
Сегодня, 10:35
-
1-11-2024, 11:12
-
1-11-2024, 11:11
29 мая исполнилось десять лет с момента подписания договора о создании Евразийского экономического союза. Этого времени оказалось достаточно, чтобы продемонстрировать мировому сообществу свою состоятельность и способность решать непростые экономические вопросы сообща перед лицом новых вызовов и угроз. В первую очередь в условиях перестройки сложившейся модели международных отношений и нарастания санкций.
Санкции Запада исторически формировались, как инструмент сдерживания экономического роста государств, представляющих угрозу гегемонии. В таких непростых условиях ЕАЭС стал объединяющей силой, позволяющей сохранить экономическую стабильность и растущие опережающими темпами внешнеэкономические связи всех его участников.
Для подведения итогов деятельности ЕАЭС за десять лет по инициативе Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» 21 июня 2024 года состоялся Международный брифинг «ЕАЭС: итоги 10-летия и образ будущего»
В мероприятии приняли участие эксперты, политологи, экономисты, аналитики стран-участниц Евразийского союза.
Модерировал мероприятие эксперт-политолог Центра «Берлек-Единство», доцент УГНТУ Артур Сулейманов, который подвёл некоторые экономические итоги деятельности ЕАЭС:
«Участие в ЕАЭС выгодно всем без исключения участникам организации. Так по итогам 2023 года ВВП стран «евразийской пятёрки» вырос и превысил мировые показатели. Если МВФ его определил как 3,2%, то в Армении он составил 8,7%, в Кыргызстане – 6,2%, в Казахстане – 5,1%, в Белоруссии – 3,9%. Это уже говорит о многом.
Для России экономический эффект от евразийской интеграции имеет стабилизирующее значение для внутреннего рынка ЕАЭС. За 2015-2023 гг. экспорт российской продукции вырос в 2 раза, а импорт из стран ЕАЭС – в 3 раза, при этом около 25% товаров во взаимной торговле составляют машины, транспортные средства и оборудование. Доля расчетов в национальных валютах достигла фактически 90%.
ЕАЭС расширяет рынки сбыта. В этом направлении проводится большая работа. Оставаясь открытой организацией, активно развиваются соглашения о свободной торговле. Так у Евразийского союза уже действуют 3 соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией и Ираном, а также 2 непреференциальных соглашения с Китаем. Запущена работа по подготовке аналогичных документов с Египтом, Индонезией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Дан старт переговорам по временному торговому соглашению с Монголией. Укрепляется сотрудничество с государствами-наблюдателями при ЕАЭС Узбекистаном и Кубой. С учётом этих процессов ЕАЭС выходит уже на четырёхсотмиллионный рынок».
Медиаэксперт, редактор обозреватель ИА Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов поделился своим виденьем информационной повестки ЕАЭС:
«Десять лет – это первый значимый юбилей ЕАЭС. За эти годы были сформированы модель и методология развития организации, которые оказались эффективными. С уклоном на экономическое сотрудничество. Но для дальнейшего расширения союза нужно выработать понятный алгоритм сотрудничества для третьих стран. Да, мы видим, как активно применяются соглашения о свободной торговле, но какие ещё экономические механизмы можно запустить?
Считаю, что подписание полноформатного соглашения о свободной торговле ЕАЭС с Ираном является своевременным и важным. Примерно в это же время я как раз работал в Тегеране на выставке ЕАЭС. Видёл всё, как говорится, своими глазами. Интерес со стороны иранского бизнеса к евразийской экономической интеграции колоссальный. Но в информационном пространстве нужно больше транслировать такие смыслы. Потому что их не хватает.
Если сопоставить перспективы и вызовы ЕАЭС, то сегодня превалируют первые. Но эти перспективы, как раз, нужно более активно и комплексно вытаскивать в информационное поле. Закреплять в дальнейшем объективный образ ЕАЭС, как экономической организации, а не политической».
По словам директора казахстанского Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибека Тажибаева, Евразийский экономический союз представляет собой уникальный пример регионального сотрудничества, который демонстрирует многочисленные положительные эффекты для всех его участников:
«Начнем с экономики. Интеграция в рамках ЕАЭС позволяет странам-членам значительно повысить уровень экономического взаимодействия. Введение единого экономического пространства способствует свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это, в свою очередь, приводит к увеличению объемов взаимной торговли и стимулирует экономический рост.
Политические эффекты. Страны-члены получают платформу для регулярного диалога и координации своих действий на международной арене. Совместная политика и координация действий позволяют странам-членам укрепить свой суверенитет и отстаивать национальные интересы на глобальной арене.
Международное влияние. ЕАЭС предоставляет странам-участникам больший вес в международных организациях и форумах, позволяя им эффективнее отстаивать свои позиции и участвовать в глобальных процессах.
Безопасность и стабильность. Сотрудничество в рамках союза способствует укреплению региональной безопасности и стабильности, что особенно важно в условиях современных геополитических вызовов.
Упрощение процедур миграции и трудоустройства позволяет гражданам стран ЕАЭС свободно передвигаться, работать и учиться в любой из стран-членов, что расширяет их возможности и улучшает качество жизни.
Доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления Денис Борисов предложил рассматривать ЕАЭС шире.
«Евразийский союз имеет ряд отличий от других интеграционных объединений. Изначально евразийская интеграция начиналась как инициатива государств. Поэтому она не может быть чисто экономической. Это скорее сложный комплекс экономических и политических связей.
Другое дело, что Запад пытается раскачать этот вопрос. И продвигает колониальный дискурс, который якобы характерен России. Для противодействия этим тезисам необходимо объяснять, что в основе евразийской интеграции заложен принцип «не доминирования». Что само по себе исключает, какие либо империалистические амбиции. Это наглядно видно даже на цифрах, которые сегодня неоднократно озвучивались. Тот же экономический эффект сегодня больше наблюдается не у России. О каком империализме можно вести речь?».
Директор кыргызстанского Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков отметил высокую степень давления на страны ЕАЭС со стороны западного сообщества, представители которого хотят нанести ущерб евразийской интеграции:
«В Кыргызстане довольно часто обсуждаются вопросы развития Евразийского экономического союза. Более того, 10 лет назад именно население Кыргызской Республики выступало за скорейшее подписание договора о ЕАЭС, за присоединение к организации. Спустя десятилетие очевидно, что наш интеграционный блок формирует серьезнейшие преференции для предпринимателей и населения страны.
По этой причине у нас особенно насторожено относятся к многочисленным делегациям стран Запада, которые очень часто посещают Бишкек. При том, это высочайший уровень чиновников, включая того же Дэвида Кэмерона, многочисленных министров и ключевых политиков Великобритании, а также США и стран ЕС. Пока это по большей части политическое давление. Однако очевидно, нас пытаются вытянуть из процессов евразийской интеграции. Несмотря на это жесточайшее давление, Кыргызстан сохраняет и развивает участие в ЕАЭС. Наша страна сейчас бьёт всё рекорды и по показателям товарооборота».
Представитель факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Дроговоз выразил мнение, что ранее устоявшаяся однополярная модель мира уже перестала существовать, что формирует перед региональными интеграционными объединениями новые возможности и вызовы:
«Большое евразийское пространство сегодня становится новым центром силы глобального масштаба. В связи с этим автоматически возрастает и значение Евразийского экономического союза. Об этом можно судить не только из геополитических преобразований последних лет, но и по ключевым экономическим показателям, которые демонстрирует ЕАЭС сегодня. Как мне кажется, одной из ключевых задач интеграционного объединения становится переформатирование под новые реалии мировой экономики. Так, мы уже наблюдаем за становлением новых элементов альтернативной финансовой системы в условиях необходимости обеспечения экономической безопасности для каждого государства.
Тем не менее, цивилизационный аспект евразийского интеграции всё же играет ключевую роль. В этом отношении я бы отдельно выделил нашу общность в «тюркском мире». Конечно, здесь у нас есть серьезный конкурент в лице Турции. Однако тюркских народов наших стран есть несомненные исторические центры притяжения – тот же Алтай, который признан «колыбелью тюркских народов».
Научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель проектов Фонда Горчакова Дарья Сапрынская продолжила тему будущего развития Евразийского союза:
«Говоря о будущем ЕАЭС интересно наблюдать за кейсом Армении. Мы видим и множество информационных вбросов, и реальных официальных заявлений, и следующих за ними опровержений. Параллельно наблюдается рост торгово-экономических и инвестиционных показателей с одной стороны, а также вмешательство внешних акторов в политическую жизнь Армении с другой. Все эти факты говорят о том, что в Евразийском экономическом союзе, и в целом на постсоветском пространстве формируется весьма условная группа государств, которые будут выступать «нестабильными» акторами евразийской интеграции.
Что касается гуманитарных аспектов развития ЕАЭС, тоже отмечу, что помимо экономического вектора, конечно, нельзя забывать и о других. Однако на самых разных площадках – от профильных форумов, до заседаний ЕЭК и других институтов, вопросы развития гуманитарных инициатив в рамках ЕАЭС всегда встречают определенное сопротивление. В целом, когда поднимается вопрос оценки эффективности Евразийского союза, первостепенно говорят только о торгово-экономических достижениях объединения. Пока эти тренды сложно преодолеть. В ЕАЭС превалирующей идеей всё ещё остаётся экономическое взаимодействие сторон».
Стажер Центра «Берлек-Единство» Надежда Рспаева свое выступление посвятила молодежному направлению развития евразийской интеграции в том числе в экономической сфере:
«Международное молодежное движение «Евразийский экономический форум молодежи» (ЕЭФМ) выступает как площадка для обсуждения актуальных аспектов национальной и мировой экономики, а также как возможность для осуществления идей и проектов при поддержке опытных экспертов. ЕЭФМ давно зарекомендовал себя как эффективное место для диалога, где ежегодно собираются молодые специалисты для обмена опытом, представления собственных проектов и разработок.
В 2024 году Евразийский экономический форум молодежи «Россия — Евразия — мир. Интеграция — развитие — перспектива» собрал рекордное число участников - более 17 тысяч человек из 114 стран. Впервые на мероприятие прибыли представители нескольких стран. В ходе форума студенты, дипломаты и ректоры вузов обсуждали вопросы международного сотрудничества, образования и науки. Также были проведены лекции иностранных послов.
Таким образом, евразийский экономический форум молодежи является важным событием, которое способствует обмену идеями и опытом, а также дает возможность молодежи влиять на мировые процессы. Этот форум играет значимую роль в формировании нового поколения лидеров, способных реализовывать позитивные изменения в мире. ЕЭФМ становится все более популярным среди молодежи, открывая новые возможности для сотрудничества и заинтересовывая молодых людей в проектах евразийской интеграции».
Еще один выпускник аналитической школы «Берлек» Матвей Лежнёв в своем выступлении акцентировался на перспективе заключения соглашения между ЕАЭС и ОАЭ:
«Показательны слова государственного министра ОАЭ по вопросам внешней торговли Тани бен Ахмед аз-Зейуди в феврале 2024 года: «Переговоры с Евразийским экономическим союзом все еще идут… Мы работаем над тем, чтобы соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве со странами Евразийского союза было заключено в 2024 году». В данном случае Россия выступает «локомотивом» экономики ЕАЭС.
Для всех стран союза может открыться свободная торговля с ОАЭ, что является: дополнительным стимулом для перехода на фондовую биржу Абу-Даби, возможностью привлечения инвестиций в новые проекты. Для стран ЕАЭС, которым необходимы инвестиции в самые масштабные проекты, данное соглашение будет крайне полезно. Оно также позволит сбалансировать влияние инвестиционного потока со стороны КНР.
Для ОАЭ это соглашение перспективно в инвестиционном плане. На территории ЕАЭС можно реализовать огромное количество проектов. Если соглашение о свободной торговле будет принято, то это будет иметь огромное значение в развитии стран ЕАЭС, и дополнительного привлечения инвестиций в страны Союза и Эмираты.
Анализ перспективы сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один Пояс – Один Путь» представили уфимский студент Артём Шерстаев и представитель КНР Ань Цзякан:
«ЕАЭС и китайскую инициативу объединяет общий план, а именно создание общего рынка в связи с западными санкциями. Совместной деятельностью двух проектов можно обозначить развитие в цифровизации транспортных коридоров и установлении взаимовыгодных отношений во внешнеторговой политике».
Завершило экспертно-аналитическую дискуссию выпускница школы «Берлек» Дарья Герасина с докладом на тему развития энергетического сотрудничества в ЕАЭС:
«Развитие энергетического сотрудничества является ключевым приоритетом для Евразийского экономического союза до 2025 года. Планируется завершить формирование общих рынков. Ожидается, что это позволит повысить стабильность экономик стран-участниц, оптимизировать использование энергетических ресурсов, снизить зависимость от внешних поставщиков и укрепить позиции ЕАЭС на мировой арене.
Важным аспектом является углубление координации энергетической политики государств-членов и согласование интересов в топливно-энергетическом комплексе. Эффективное управление рисками и использование потенциала энергетического сотрудничества будет способствовать экономическому росту, развитию промышленности и росту благосостояния населения в странах ЕАЭС.
В долгосрочной перспективе энергетическое взаимодействие будет способствовать укреплению интеграционных связей и устойчивому развитию Евразийского экономического союза как регионального объединения».
Выводы:
Экономический рост стран ЕАЭС
По итогам 2023 года ВВП стран-участников ЕАЭС заметно превысил средние мировые показатели, предоставленные МВФ. Армения, Кыргызстан, Казахстан и Белоруссия продемонстрировали значительный рост ВВП, что подтверждает положительное влияние Евразийского экономического союза на экономику этих стран.
Развитие торговли и диверсификация
ЕАЭС активно расширяет рынки сбыта, благодаря множеству соглашений о свободной торговле и непреференциальных соглашений с различными странами. Это позволяет привлечь новые рынки и торговые партнёрства, способствуя экономическому росту.
Увеличение доли взаимных расчетов в национальных валютах
Доля расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС достигла 90%, что свидетельствует о снижении зависимости от иностранных валют и укреплении экономической интеграции.
Расширение международного сотрудничества
ЕАЭС активно укрепляет связи с государствами-наблюдателями и будущими партнерами, такими как Узбекистан, Куба, Египет, Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты. Эти усилия выводят ЕАЭС на уровень четырёхсотмиллионного рынка.
Эти данные подтверждают, что участие в Евразийском экономическом союзе приносит экономическую выгоду всем его участникам и способствует развитию международного сотрудничества на основе взаимовыгодных отношений.
Центр «Берлек-Единство»