-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
В Кыргызской Республике достаточно долгое время обсуждался законопроект «О некоммерческих неправительственных организациях», который вызвал серьезный резонанс в общественной сфере. По мнению профильных экспертов и представителей власти, инициировавших изменения в законодательство, присутствие в Кыргызстане финансируемых иностранными фондами НПО, которые по указанию своих спонсоров активно вмешиваются во внутренние дела государства, оказывает негативное воздействие на безопасность и даже суверенитет республики.
При этом сами неправительственные организации выражают опасения по поводу контроля со стороны государства, так как их бюджеты часто непрозрачны, а их деятельность, во многих случаях, нацелена на достижение целей зарубежных интересантов.
Обсуждению сложившейся ситуации в неправительственном секторе Кыргызской Республики был посвящен экспертный брифинг «Внешние акторы в системе угроз национальной безопасности Кыргызстана», который состоялся 22 февраля 2024 г. Мероприятие инициировано Центром геополитических исследований «Берлек-Единство». Участие в дискуссии приняли кыргызстанские и российские специалисты в области международных отношений и общественные деятели.
Модератор экспертной встречи, аналитик Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов отметил, что в Кыргызстане зарегистрировано около 30 тысяч некоммерческих организаций. В масштабах страны НПО формируют большой сегмент экономики, который зачастую находится в тени и слабо контролируется государством. По мнению спикера, уже по этой причине необходимость модернизации правовых инструментов в третьем секторе республики назрела давно:
«Для дестабилизации обстановки на постсоветском пространстве, в частности в Кыргызстане, западные фонды мобилизуют все свои ресурсы: контролируемые некоммерческие организации, средства массовой информации, а также блогеров. На протяжении многих лет они фокусируются исключительно на распространении западной и антиправительственной пропаганды, разжигании межэтнической и межрелигиозной вражды в республике. К сожалению, плоды этой работы в наших странах часто бывают заметны. Так, в Бишкеке всем известны случаи, когда за массовыми беспорядками и насильственными акциями по итогу стояли западные спонсоры.
Если абстрагироваться от негативных факторов турбулентности, нестабильности и роста конфликтогенности, у текущей геополитической повестки есть очевидный плюс – мировые игроки открыто декларируют свои цели. Ни для кого не является откровением то, что западные страны сосредоточены на эскалации противоречий и конфликтов, на радикализации общества наших стран. Неправительственный сектор здесь является сильнейшим инструментом. Это значит, что он априори должен быть под надзором и контролем государства».
Редактор обозреватель ИА Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов отметил, что работа западных НПО в Кыргызской Республике постоянно меняется и адаптируется под новые веяния:
«Если ещё 10 лет назад неправительственные политические организации в стране функционировали в определенной степени открыто, то сегодня они меняют специфику своей деятельности и даже уходят в тень. К примеру, раньше большая часть их работы состояла в организации митингов и других публичных акций. Так, сейчас многие западные фонды уже работают через финансирование блогеров, лидеров мнений и экспертов. Аффилированные с Западом НПО ушли в информационное поле.
Второй важный момент – это смена целевой аудитории. Прозападные СМИ и НПО практическим перестали ориентироваться на взрослое население. Их главная цель – молодёжь, подростки и даже дети. Это те люди, которые станут политически активны через 5-10 лет, они будут составлять основу электората. Вывод здесь очевиден, а всё происходящее ложится в систему дальновидной политики Запада. Вполне возможно, что через несколько лет мы столкнемся ещё с большими угрозами радикализации общества и дестабилизации наших стран».
Политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков в своем выступлении особо заострил внимание участников на ретроспективе формирования нынешнего облика политически активных НПО в Кыргызстане:
«Запад посредством НПО активно работает с молодежью в Кыргызстане с 90-х годов. Сегодня многие 40- и 50-летние люди прошли грантовый путь, создав при этом на системном уровне работу неправительственных организаций, которые за последние 10 лет максимально активно стали подменять политические партии.
Почему у нас не получилась парламентская республика? Потому что на самом деле партии оказались менее рабочим политическим инструментом или механизмом, чем неправительственные организации. Иными словами, НПО, видя слабость наших «легальных» политических объединений, по сути, стали заполнять эту нишу и работать в ней, активно участвуя в процессе формирования общественно-политической повестки».
Процессу трансформации и эволюции деятельности НПО в Кыргызстане посвятил свое выступление канд. ист. наук, Директор аналитического центра «Разумные Решения» Усубалиев Эсен:
«Проблема деятельности НПО для Кыргызстана, как впрочем и для большинства стран Центральной Азии тесно связана с вопросом безопасности. В действительности многие НПО, которые занимаются политикой, в основном ведут разведывательные функции, собирая на постоянной основе информацию о текущей политической ситуации, особенностей религиозной, общественной, этнической обстановки в той или иной стране. В этой связи, регулирование их деятельности направлено на снижение уязвимости государств перед лицом попыток внешнего влияния.
Действительно, в прошлом НПО Кыргызстана оказывали значительное влияние на политику страны, занимаясь воспитанием молодежи с учетом их интересов, могли мобилизовать большое количество людей ради общественно-политических акций. Однако, внешнее влияние НПО также претерпело изменения и эволюционировало.
В настоящее время мы наблюдаем отход от прежней практики прямого спонсирования НПО в пользу финансирования отдельных СМИ, групп либо индивидуальных медиа-инфлюэнсеров, которые, имея большое количество подписчиков, могут более эффективно оказывать влияние на настроения молодежи и отдельных частей общества.
В этой связи принятие закона об НКО, а также введение понятия «иностранных представителей» может выполнять одну из предупредительных функций для нашего общества, которое в большинстве случаев беззащитно перед влиянием зарубежных НПО, а также перед прямым информационным и иным воздействием через сеть интернет, СМИ».
Особый акцент на некоторых практических итогах деятельности НПО в Кыргызстане в своем выступления сделала политический обозреватель Зарина Уметалиева:
«На сегодняшний день можно наблюдать результаты эффективно функционирующей агентской работы в кыргызстанском политическом поле. Посредством когнитивных технологий в государственные органы на многих уровнях были включены «нужные» люди.
Последние, являясь, к примеру, советником или же помощником, могут в нужный влиять на принятие тех или иных решений, или же вовсе блокировать их. В этой связи продуктивным представляется применение аналогичных методов в контексте формирования евразийской идеологии».
По мнению директора казахстанского Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибека Тажибаева, интерес к опыту развития НПО-сектора в Кыргызстане очень высок на всём постсоветском пространстве:
«К процессам в Кыргызской Республике относятся с особым вниманием в казахстанском экспертном сообществе. Поле НПО в Кыргызстане более институционализировано и развивается интенсивнее по сравнению с соседними республиками. Это касается источников финансирования, инфраструктуры и количества организаций на душу населения. В этом плане опыт Кыргызстана, действительно, уникальный и колоссальный.
Если говорить про влияние НПО на общественно-политическую стабильность республик, то здесь нужно выделить, как минимум, два важных момента. Во-первых, трудно идентифицировать социально-ориентированные организации, которые бы не имели политического контекста и не преследовали политических целей. Но они есть. Во-вторых, важно выстроить эффективную систему мониторинга за проектами. И, если, например, организация завуалировано проводит акции в поддержку ценностей, которые чужды обществу, то такая система должна их выявлять. И для этого уже разработаны соответствующие инструменты и механизмы. Например, инструмент согласования мероприятий с местными органами, предоставление соответствующих документов. Это нормальная практика, когда НПО реализует «хороший проект», то трудностей не возникает.
С завершающим докладом выступил эксперт-аналитик Центра «Берлек-Единство», заместитель завкафедрой «Международные отношения, история и востоковедение» УГНТУ Артур Сулейманов, который резюмировал выступления спикеров:
«В конце 2023 года Еврокомиссия утвердила проект европейской директивы об иностранных агентах, получившей название «Пакет защиты демократии». Этот документ обязывает организации, представляющие интересы третьих стран (не входящих в ЕС), в обязательном порядке регистрироваться в реестре транспарентности с указанием всех полученных от иностранного государства платежей.
Для подтверждения необходимости таких мер Еврокомиссия ссылается на результаты общественного опроса, проведённого Европейской службой опросов «Евробарометр».
Согласно этим данным, 81% респондентов считают внешнее вмешательство в европейскую демократию «серьезной проблемой» и выступают за регистрацию всех иноагентов. Из основных угроз европейские граждане назвали: дезинформацию (78%), кибератаки (72%) и вмешательство стран из-за пределов Евросоюза (70%).
Полагаю, что этот опыт нужно внимательно изучить в странах СНГ. По отдельности странам Содружества становится сложнее реагировать на вызовы со стороны Запада. Проведение исследований и принятие на его основе общего закона об иноагентах и реестра НПО — это шаг в направлении защиты суверенитета наших государств».
Участники круглого стола единогласно выразили мнение, что США будут до конца противодействовать принятию Кыргызстаном законопроекта об иноагентах. В Госдепартаменте уже отметили, что негативные последствия принятия подобных законов «они уже видели». Поэтому принятие парламентом Кыргызстана законопроекта об НПО во втором чтении – это уже сама по себе «победа». Но главные события по этому вопросу, как подчеркнули спикеры, ещё впереди.
По разным оценкам на сегодняшний момент в Кыргызстане насчитывается от 18 до 30 тысяч НПО. Значительная часть которых финансируется США и странами Запада.
При этом в Кыргызстане, который еще в 90‑е годы назван США «островком демократии»:
По мнению участников круглого стола, без правовых регуляторов НПО сложно обеспечивать политическую стабильность. И это, вероятнее всего, является наивысшим приоритетом для национальной безопасности государства, чем угрозы США.
Потакание таким внешним манипуляциям может дорого стоить странам СНГ. Это касается прежде всего потери суверенитета и политической стабильности. Но сейчас власти многих государств выбирают тактику выжидания, адаптируясь к геополитической реальности и сохраняя многовекторность внешней политики.
В будущем странам Содружества может понадобиться общий коллективный закон об иноагентах, который позволит совместными усилиями реагировать на подобные внешние угрозы. По отдельности бороться с такими вызовами становится сложнее.