Мероприятия
-
23-05-2023, 11:1523-05-2023, 11:15
-
5-05-2023, 15:195-05-2023, 15:19
-
11-04-2023, 14:2611-04-2023, 14:26
Аналитический отчёт по результатам исследования
Целевая аудитория: Участники исследования – эксперты, проживающие в России, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Все участники обладают экспертно-аналитическими и/или научно-исследовательскими компетенциями в области международных отношений.
Цель исследования: выявить внешнеполитические и внешнеэкономические контуры Большого евразийского партнёрства в контексте конфронтации Запада и Восток, а также определить сопряжение международных проектов, представляющих интерес России и государствам Центральной Азии.
Задачи исследования:
- генерация идей по поводу развития Большого евразийского партнёрства;
- систематизация факторов, влияющих на проект «Большая Евразия»;
- установление форм и механизмов межгосударственных коммуникаций в рамках БЕП (ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ, БРИКС);
- изучение влияния экономических санкций и иных деструктивных действий Запада на государства СНГ и евразийскую интеграцию;
- определение международных проектов БЕП, представляющих интерес России и государствам Центральной Азии.
Методы исследования: лингвистический метод исследования и ивент-анализ выступлений экспертов.
Материал исследования: Проведенное исследование состояло из следующих этапов:
Общие данные для исследования:
Регион «Большая Евразия» охватывает евразийский континент и часть африканского, включает: 48 государств Европы, 50 – Азии, 7 – Северной Африки (по классификации ООН).
В 2015 году на заседании Астанинского клуба была представлена концепция развития евразийского региона с позиций разных государств и их интересов. На политическом уровне актуализировал Большое евразийское партнёрство Президент России Владимир Путин, который в 2016 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме инициировал обсуждение этого проекта:
«Предлагаем подумать о создании большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран. И, конечно, имею в виду наших партнеров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений»[1].
Вопрос 1: Является ли тема обсуждения актуальной сегодня?
Эксперты отметили, что в 2022 году интерес международного сообщества к проекту «Большая Евразия», изначально поддержанного и продвигаемого странами ЕАЭС, значительно вырос.
Об этом свидетельствуют послания лидеров государств, которые не только пытаются построить более стабильный мир на принципах многополярности, но и видят в Западе источник угроз. С каждым годом тональность таких выступлений становится выше, как и растёт количество стран, недовольных сложившимся мировым порядком.
Вопрос 2: Какие факторы подтверждают актуальность исследования?
По мнению участников исследования, в мире происходят политико-экономические трансформации, которые задают тон Большому евразийскому партнёрству и определяют переход к новому полицентричному мироустройству:
Вопрос 3: Что такое проект «Большая Евразия»?
Эксперты в выступлениях приводили определения Большой Евразии. В обобщённом виде они представлены следующими формулировками:
Вопрос 4: Кто является главными инициаторами и бенефициарами БЕП?
Эксперты полагают, что основными инициаторами проекта являются Россия и Китай. Интерес российской стороны обусловлен сразу несколькими факторами.
Во-первых, возросшей экономической мощью Китая и продвижением инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути», пронизывающей евразийский регион, включая Россию, государства Центральной Азии. По естественным причинам (территориально-географическим, экономическим, политическим) Россия учитывает эти аспекты и предпринимает попытки синхронизировать глобальные инициативы через евразийскую интеграцию.
Во-вторых, санкции со стороны США и коллективного Запада. В таком контексте Большая Евразия рассматривается, как возможность адаптироваться к ограничительным международным условиям и преодолеть внешнюю изоляцию, искусственно конструируемую со стороны Запада.
Нарастающая мощь Китая касается всех евразийских государств, а не только России. Для отдельных стран это настоящий вызов, который актуализирует на экспертном и политическом поле обсуждение вопросов, касающихся экономического суверенитета и будущего.
Россия, обладает необходимыми ресурсами для выстраивания выгодных коммуникаций с китайской экономикой, в том числе, через евразийскую интеграцию и тем самым исключает некоторые риски для экономик государств Большой Евразии.
Китайская сторона понимает все эти тенденции и то, что Запад оказывает сопротивление экономическому росту КНР. Но отказываться от своих планов никто не собирается. В условиях внешнего сопротивления Китай будет продвигать два механизма в рамках проекта «Большая Евразия»: взвешенные финансовые расходы и осторожная заинтересованность евразийской интеграцией.
Если рассмотреть проект «Большая Евразия» шире, то становится понятно, что его интересантами выступает Россия и Китай, а бенефициарами - все евразийские страны.
Вопрос 5: Применим ли опыт европейской интеграции для БЕП?
Участники дискуссии полагают, что европейский опыт интеграции хотя и рассматривается в теории как классический, но для Большой Евразии сегодня является малоэффективным. Поскольку отсутствуют исторические и политические предпосылки к объединению континента «сверху». Не говоря уже о факторе нарастающей глобальной неопределённости, который скорее негативно влияет на международные отношения и делает их более нервозными, с постоянной оглядкой государств на многовекторность.
Вопрос 6: Какие форматы БЕП существуют?
Эксперты привели следующие тезисы:
Вопрос 7: Какие имеются барьеры в развитии БЕП?
Участники брифинга обратили внимание, по меньшей мере, на два идеологических аспекта в развитии конфигурации:
Вопрос 8: Какие приоритетные направления сотрудничества складываются в БЕП?
Эксперты выделили разные перспективные направления БЕП (от финансовых инструментов до трансафганских проектов):
Вопрос 9: Как влияют экономические санкции на Россию и государства Центральной Азии?
Эксперты настроены оптимистично и предпринимают попытки выявить, помимо негативного влияния санкций на экономики государств, возможности для развития и роста:
Вопрос 10: Как государства Центральной Азии сегодня относятся к БЕП и евразийской интеграции в целом?
Эксперты подчёркивают важность реализации интеграционных проектов в рамках БЕП для своих государств:
Кыргызстан сейчас адаптируется к текущей геополитической ситуации, так как наши страны оказались под сильным давлением. В ответ на эти вызовы Кыргызская Республика всё больше наращивает связи с другими странами Евразии. Например, не так давно Кыргызстан и России переформатировали торговые отношения в национальные валюты. Иными словами, процессы дедолларизации очень интенсивны. Экономическая интеграция будет ещё больше ускоряться по причине того, что это наиболее предпочтительный выход из сложившегося кризиса. Можно ожидать, что в ближайшем будущем санкционное давление сохранится, мировые кризисные процессы только усилятся, а значит торгово-экономическая интеграция наших стран станет одним из главных инструментов противодействия этим процессам.
Вопрос 11: Может ли Запад изолировать Россию и проект «Большая Евразия»?
Эксперты убеждены, что в реалиях изолировать Россию невозможно, как и затормозить развитие Большого евразийского партнёрства:
Выводы исследования:
Анализ выступлений показал, что отношение экспертов из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана к БЕП максимально позитивное.
Евразийское партнерство должно формироваться на принципах равноправия и взаимной выгоды. В системе Большой Евразии не должно быть явной периферии, должен сохраняться политический и экономический плюрализм. Децентрализованное измерение БЕП, основанное на нормах международного права.
Экономическая интеграция государств остается главным стержнем Большой Евразии. Именно через интенсификацию торгово-экономического взаимодействия стран и международных организаций формируется эффективный деловой климат, создаются совместные предприятия и экономические проекты. Всё это также сказывается на формировании адекватной антикризисной наднациональной системы взаимоотношений.
Концепция Большой Евразии — это сочетание разных интеграционных инициатив. Важнейшим этапом развития макропроекта БЕП является сопряжение международных организаций, общих логистических программ и международных транспортных коридоров.
Несмотря на примат экономического сотрудничества субъектов Большой Евразии, важной задачей остается обеспечение безопасности региона. Страны ЕАЭС, ШОС и другие государства Евразии должны сообща разрешать существующие кризисы, способствовать нивелированию тлеющих конфликтов и не допускать возникновения новых, в том числе через барьеры внешнему вмешательству.
Для того чтобы проект «Большая Евразия» успешно функционировал необходимо провести согласованную информационную кампанию под брендом БЕП. Ни одна страна ещё не организовывала масштабных мероприятий под этим брендом. Сейчас это «вещь в себе».
Также важно подписать хотя бы рамочный договор о Большой Евразии. Инициатором могут стать, например, Россия, Казахстан, Кыргызстан, другие надёжные страны-партнёры по ЕАЭС и СНГ, Китай. Декларативность в таком контексте позволит снизить градус неопределённости вокруг проекта и продемонстрирует мировому сообществу общее виденье Большой Евразии, пусть даже с некоторыми оговорками.
[1] Путин призвал создать большое Евразийское партнерство // ТАСС (дата обращения: 28.07.2022).