-
23-01-2025, 14:42
-
23-01-2025, 13:32
-
23-01-2025, 12:30
-
21-01-2025, 12:12
-
21-01-2025, 12:07
В минувший четверг пресс-секретарь Совета национальной безопасности Исламской Республики Афганистан Джавид Файсал заявил о том, что афганское правительство, равно как и запрещенное в России движение «Талибан» практически полностью выполнили условия, необходимые для старта мирного диалога. Речь идет об освобождении властями четырехсот особо опасных талибов, задержанных ранее, а также освобождении талибами 22 сотрудников спецназа афганских сил безопасности. «Дипломатические усилия продолжаются. Мы ожидаем, что прямые переговоры начнутся незамедлительно» - отметил представитель СНБ ИРА.
Скорее бы…
Стоит отметить, что старт начала процесса мирного урегулирования афганского кризиса ожидается не только в самой стране, но и во всем мире. Так, неделей ранее официальный представитель Министерства иностранных дел России М. Захарова выразила позицию официальной Москвы на этот счет: «… Подчеркиваем, что любое затягивание процесса запуска межафганских переговоров подрывает международные усилия по урегулированию ситуации в Афганистане и ставит под вопрос заинтересованность властей ИРА в скором достижении мира в стране».
Схожих взглядов придерживаются и западные страны. В частности, необходимость скорейшего начала межафганских переговоров подчеркнута Советником президента США по национальной безопасности Робертом О’Брайеном в ходе телефонного разговора с Президентом Афганистана Мохаммад Ашрафом Гани. В свою очередь посольство Великобритании в ИРА на днях заявило: «… Все стороны должны продемонстрировать свою приверженность урегулированию путем переговоров и миру, согласившись начать межафганские переговоры без дальнейших задержек».
Несколько неожиданно выглядит изменение позиции официального Парижа касаемо освобождения некоторых, указанных среди четырехсот, арестованных талибов. Ранее МИД Франции заявил, что страна «решительно выступает против освобождения лиц, осужденных за преступления против французских граждан». Однако, в прошлую пятницу в ходе телефонного разговора Ашрафа Гани и президента Франции Э. Макрона последний подчеркнул, что афганское правительство выполнило все обязательства в отношении мира, добавив при этом, что за ответными действиями талибов должен быть объявлен режим прекращения огня. Впрочем, резкая смена настроений среди руководств европейских стран, подверженных влиянию Вашингтона, не ново. Французы в данном случае не являются исключением.
Официальный Кабул мимо ушей Талибана
Существенно роняет авторитет практически всех западных игроков недавнее заявление Представителя катарского политического офиса Талибана Шер Мохаммада Аббаса Станикзая, который возглавляет переговорную команду вооруженной оппозиции. В интервью британскому изданию «The Telegraph» переговорщик отметил следующее: «Мы очень серьезно относимся к заключенным и призываем США освободить их как можно скорее».
Иными словами, лидеры талибов в очередной раз напрямую говорят миру о том, что в афганском кризисе есть две главные действующие силы: сами талибы и заокеанские «лоббисты демократии». В то же время официальный Кабул на фоне подобных заявлений выглядит откровенно нелепо, поскольку всерьез не воспринимается ни самими талибами, ни теми же штатами.
Мир все изменит?
Как бы то ни было, но шаг за шагом приближается тот момент, когда Кабулу (читай – глашатаям США) и Талибану все-таки придется сесть за один стол и разыграть спектакль под названием «На пути к миру во всем Афганистане». Значит ли это, что для территориальных соседей ИРА все изменится? Отнюдь. Ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе о таких тенденциях говорить не приходится. И дело даже не в присутствующих в стране боевиках ИГИЛ (запрещен в России). Благо их акции устрашения, как правило, это разовые «мероприятия», не предвещающие в ближайшем будущем начало полномасштабного трансграничного перехода.
Проблема скорее в афганском наркотрафике, искоренить, или хотя бы снизить который не просто трудно, но невозможно. Афганистан за последние десятилетия стал крупнейшим производителем опия, что во многом произошло с молчаливого согласия присутствовавших в стране сил международной коалиции. Более того, неоднократно публиковались свидетельства о случаях не только с молчаливого согласия, но и активного содействия, хотя бы в деле той же транспортировки наркотиков американскими военными бортами через американские же военные базы.
Исправить это положение сможет только кардинальное изменение повестки внутри самого Афганистана: создание сильного и единого правительства, формирование конкурентоспособной экономики и эффективных производств с квалифицированными кадрами. Возможно ли это в текущей ситуации? Увы. Успешность межафганского диалога едва ли повлияет на что-либо, поскольку легче использовать старые и налаженные способы добычи средств, нежели создавать новые. А Талибану учет долгосрочных перспектив не свойственен.