-
23-01-2025, 14:42
-
23-01-2025, 13:32
-
23-01-2025, 12:30
-
21-01-2025, 12:12
-
21-01-2025, 12:07
В конце прошлой недели Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал указ о прекращении полномочий спикера Сената Дариги Назарбаевой. Событие вызвало ощутимый интерес в обществе, в частности, событие уже который день активно обсуждается в информационном пространстве. Кто-то придерживается точки зрения о том, что в Казахстане на фоне пандемии возник кризис власти, влекущий за собой меры реагирования, но не предупреждения, а кто-то иной – более взвешенной.
«7+1», или как успешней преодолевать кризисы?
В качестве примера первого типа мнений можно привести публикацию П. Леонарда, опубликованную на сайте eurasianet. Автор вспоминает события апреля этого года, когда в середине месяца Конституционный суд страны начал работу по дополнительному разъяснению некоторых положений Конституции Казахстана. Речь идет о пункте 3 статьи 61, в котором говорится следующее: «Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы…». Автор намекает на желание сената (в большей степени самой Назарбаевой) добиться больших полномочий в рамках управления страной.
Далее приводится цитата из выступления Д. Назарбаевой о совершенствовании методов управления страной, которую автор расценил как «радикальный пересмотр». В завершении мысли Леонард пишет: «…возможно, смещение ее с поста главы сената говорит о том, что президенту надоели подобные нападки и попытки вырвать у него руль». И если данный тезис, без учета его провокационной риторики, все же наводит на конструктивную мысль о стремлении К.-Ж. Токаева стабилизировать внутриполитическое поле республики и укрепить свои позиции, то следующий в какой-то степени демонстрирует незнание автора менталитета и образа мышления казахстанцев.
Сравнивания методы управления первого и второго президентов Казахстана в кризисные периоды автор пишет: «… У Назарбаева всегда были проблемы со своевременным реагированием на разворачивающиеся кризисы, будь то стихийные бедствия, общественные беспорядки или акты вооруженного насилия. В бытность президентом в такие моменты он обычно сначала осторожно выжидал, иногда несколько дней, а потом издавал директивы издалека. Токаев совсем другой…». Судя по всему, поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь» для Леонарда в новинку. Впрочем, подобная риторика органично вписывается в массу иных провокационных материалов портала.
Антикризисный тандем
В условиях пандемии, как и в условиях любого общемирового или внутригосударственного кризиса, архиважным аспектом является грамотная антикризисная работа. Судя по всему, Д. Назарбаева, при всех ее компетенциях и возможностях, для этого подходила в недостаточной степени. Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» А. Чеботарев на своей странице в Facebook написал: «… Вся политическая карьера г-жи Назарбаевой с 2003 года, когда она создала и возглавила свою партию «Асар», показывает, что ей дают возможность двигаться, но до определенного уровня. И как только начинаются какие-либо активные действия с трендом на усиление позиций, то за этим следуют нейтрализующие меры».
Возможно, бытность спикером Сената Д. Назарбаевой – это изначально временная мера, цель которой была, например, убедиться в лояльности К.-Ж. Токаева утвержденным Н. Назарбаевым направлениям развития страны. Как бы то ни было, неоспоримым остается тот факт, что подобные решения невозможны без предварительного одобрения Елбасы. Более того, существует вероятность негласного согласования с самой Д. Назарбаевой, которой в последнее время приходится обращать свое внимание на судебные тяжбы в Лондоне.
И все же особый интерес в событии вызывает не столько фигура самой экс-спикера Сената, сколько следующее за ее отставкой назначение. Иными словами, главный вопрос – кто следующий? И отвечая на него необходимо учитывать не только внутриполитическую борьбу в Нур-Султане, но и фактор пандемии и следующего за ней кризиса во всех его проявлениях.
Логичным представляется стремление Елбасы, президента Токаева и правящих кругов Казахстана сформировать слаженную команду кризис-менеджеров, в которой взаимодействие формата «президент – спикер Сената», по понятным причинам, не имеет права на противоречия и разногласия. Думается, что прошедшее 4 мая 2020 г. избрание на эту должность Маулена Ашимбаева, занимавшего до этого пост первого заместителя руководителя администрации президента – это как раз тот шаг, который направлен на формирование эффективного антикризисного тандема в руководстве Казахстана.