-
23-01-2025, 14:42
-
23-01-2025, 13:32
-
23-01-2025, 12:30
-
21-01-2025, 12:12
-
21-01-2025, 12:07
Предыдущие публикации о факторах возможного проявления протестной активности в Кыргызстане (от 23.04.2020 г. и 27.04.2020 г.) были посвящены таким аспектам, как: занятость населения, внутриполитическая борьба элит, а также действия внешних акторов в стране. Также было определено, что во многих случаях предпосылками к актуализации того или иного фактора являются финансовая заинтересованность потенциального субъекта протестной активности, а также недостаточной уровень знаний, позволяющих распознавать откровенные провокации.
В то же время, особого внимания заслуживают иные предпосылки к возникновению контрпродуктивных форм протестности в Кыргызстане. Одной из таковых вполне справедливо можно указать национализм, как одно из проявлений недовольства определенной группы населения. Причем, чаще всего в Кыргызстане объектом действий становятся китайские компании и китайские граждане, присутствующие в стране.
В предыдущей статье уже рассматривался «китайский фактор» протестности, но тогда речь шла именно о недовольстве населения производствами, которые, по их словам, несут вред экологии. В частности, рассматривались примеры из Нарынской области. Однако китайское присутствие в Кыргызстане становится объектом внимания и националистически настроенной части общественности.
К примеру, в конце 2018 года активисты общественного объединения «Кыргыз чоролору», больше известные как «Кырк чоро», провели митинг возле здания китайского посольства в Кыргызстане. Предпосылкой к этой акции стала информации о задержании и направлении в лагеря перевоспитания этнических кыргызов, являющихся гражданами КНР.
«… Также мы требуем от всех иностранцев покинуть Киргизию в течение месяца. И создать комиссию по проверке законности выдачи гражданства Киргизии иностранным гражданам за последние десять лет» - заявил в беседе с 24.kg представитель «Кырк чоро» Замирбек Кочорбаев. Примечательно, что свою известность организация получила после того, как ее члены провели рейды по увеселительным заведениям Бишкека, в которых без законных на то оснований проверяли документы и допрашивали встреченных иностранцев.
В начале 2019 года эта же организация провела митинг «против китайской экспансии», в рамках которого протестующие требовали проверки всех китайских предприятий в стране, а также отчета о полученных у Пекина кредитах. Кроме этого, было выдвинуто требование ввести мораторий на выдачу гражданства Кыргызской Республики гражданам Китая, за исключением этнических кыргызов. Но особого внимания заслуживает следующее заявление митингующих: «…Мы требуем не выдавать киргизских девушек замуж за иностранцев, в противном случае, молодожены должны оплатить штраф».
Автор этих строк с пониманием и поддержкой относится к стремлению людей сохранить свою национальную идентичность, самобытность народа. Однако эти действия представляются оправданными и продуктивными только в случае, если они не ущемляют прав представителей иных народов и отдельно взятого человека. В свою очередь штрафы для молодоженов – контрпродуктивная мера, едва ли вписывающаяся в реалии современного правового общества. Впрочем, иное проявление не самого здорового национализма зачастую наблюдается в языковой сфере.
То же начало 19-го года запомнилось тем, что в рамках Курултая общественных, политических и патриотических сил участники мероприятия обратили внимание на то, что положение кыргызского языка в стране якобы ухудшилось после того, как в Конституцию КР в 2000-м году была внесена норма об официальном языке – русском. Думается, едва ли стоит связывать эти явления, поскольку позиции любого языка укрепляются только тогда, когда в этом направлении ведется эффективная работа. Например, бесплатные курсы изучения, формирование привлекательного имиджа родного языка. В частности, посредством медийных личностей, оказывающих существенное влияние на ту же молодежь, являющуюся, как правило, основным субъектом протестной активности.
В рамках усилий по формированию здорового общества, неподвластного деструктивному влиянию (как внешнему, так и влиянию тех же политиков-популистов), крайне важно учитывать все факторы, означенные в данной статье, и ей предшествующим. В частности, необходимо научить молодежь эффективным методам проявления своего несогласия с теми или иными действиями руководства страны. Такой сценарий позволит нивелировать вероятность участия молодежи в радикально-насильственных формах протестной активности. К слову, Центр «Берлек-Единство» в рамках грантового проекта с марта текущего года уже начал разработку таких алгоритмов мирного, правового и эффективного продвижения интересов молодежи.