-
17-09-2024, 11:47
-
17-09-2024, 11:42
Как правило, вопросы межгосударственного сотрудничества обсуждаются с точки зрения политики и экономики. В то же время, для постсоветского пространства характерен тренд построения диалога с упором на межкультурные коммуникации. Насколько это актуально в наши дни для того же ЕАЭС? Можно ли говорить о том, что в диалоге Москвы и Бишкека неизменно присутствует тюркский вектор взаимодействия? Об этом сотрудник Центра побеседовал с известным кыргызстанским политологом Икболом Мирсаитовым.
Насколько действенно используется российской стороной тюркский фактор во взаимодействии с тюрко-язычными странами центрально-азиатского региона?
Тюрко-язычный вектор для Российской Федерации является одним из действенных механизмов по взаимодействию и построению диалога со странами Центральной Азии. Я считаю необходимо усиление взаимодействия через разработку государственной программы совместно с государственными органами стран Центральной Азии, а также создание устойчивой площадки для диалога в нескольких направлениях:
* во-первых, необходимо создать Академическую платформу тюркских народов, где были бы предоставлены новые архивные данные о роли тюркских народов в миростроительстве на постсоветском пространстве;
* во-вторых, необходимо создать и развивать постоянно площадку культурного многообразия тюркских народов и показывать успешные истории выходцев из тюрков на пространстве СНГ и может быть и дальше и шире распространять идеи культурного многообразия тюрков;
* в-третьих, хотелось бы установить постоянную устойчивую площадку между молодежными организациями с НПО и ассоциациями этнических меньшинств. Создать базу данных тех молодых людей, которые могут принести большую пользу нашим странам. К примеру, хотелось бы увидеть «Золотой Фонд» молодежи тюркских народов и использовать их потенциал на благо наших стран. Пора выходить из окопов изоляции и политизации!
Обладает ли Россия, в которой ощутимую долю населения составляют представители тюркских народов, какими-либо очевидными преимуществами в сотрудничестве с Кыргызстаном по сравнению с, например, США и Китаем?
К сожалению, Российская Федерация ограничивается взаимодействием с государственными органами и не наблюдается взаимодействие на местном уровне. К примеру, взаимодействие между местными малыми тюркскими народами между Кыргызстаном и Россией (химшелы, тюрки-османы, тюрки-месхетинцы, уйгуры, хакасы, буряты). Это дало преимущество перед другими странами. Россия должна осуществить прорыв – возвращение не только в политике, но и в культуре.
К примеру, как выстраивается процесс переговоров между враждующими тейпами, кланами в России среди тюрков. Этот процесс должен быть изучен, ведь на практике его применение имеет глубокий смысл. Тюрки всегда славились умением вести переговоры и выступали медиаторами. Тюркская медиация, к сожалению, забыта, но вот, например, медиация между кыргызами и узбеками была очень действенной, и российские тюркские народы могли бы показать хороший результат.
Насколько актуален, на Ваш взгляд, вопрос развития тюркского аспекта в диалоге между экспертной и научной общественностью России и Кыргызстана?
В рамках предложенной выше Академической платформы тюркских народов, мы могли бы проводить двухсторонние и многосторонние экспертные Форумы по наиболее актуальным вопросам развития культуры, истории, политологии, конфликтологии и т.д.
К примеру, была предложена разработка академической платформы «Всемирных игр кочевников», где каждый участник от тюркских народов представлял бы не только свои спортивные возможности, но и свою историю. Мы могли бы на такой академической площадке вырабатывать рекомендации для государственных органов, учредить специальности в вузах и, наконец, развивать тюркологию в широком смысле слова и понимания данного термина.
Центр «Берлек-Единство» в рамках своей деятельности реализовал целый ряд масштабных проектов, в том числе, с привлечением молодежи из Центральной Азии. Как Вы считаете, какова значимость налаживания диалога между молодежью России и Кыргызстана в нынешних реалиях? Стоит ли сторонам усиливать работу в данном направлении?
К сожалению, мы в настоящее время мы наблюдаем различие между молодыми поколениями наших стран в вопросах отношения к государству, своей истории, к самому себе. Взаимодействие между молодежью наших стран могло бы положить начало новым трендам, брендам и технологиям при общении и диалоге между тюркскими народами.
Необходима разработка государственных программ по обмену учениками между школами, студентами, аспирантами и докторантами на более устойчивой основе. Необходимо, с привлечением специалистов, учредить постоянные мастер-классы для молодых специалистов (журналисты, ученые, учителя). Мы должны дать понять молодежи двух стран, что они не забыты, что о них думают, и что они значимы для нас.
Беседовал руководитель сектора изучения политических процессов и вызовов современности Центра Булат Мурзагалеев.