-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
С конца минувшей недели в Исламской Республике Афганистан проходят ожесточенные бои между боевиками движения Талибан и правительственными силами. Спустя ровно год после 3-дневного удержания под контролем одноименной столицы граничащей с Таджикистаном провинции Кундуз, талибы вновь начали, судя по сообщениям в СМИ, активное наступление на город. Сообщается также, что свои флаги боевики успели воздвигнуть и на центральной площади Кундуза. На 6 октября ряд информационных ресурсов, ссылаясь на представителей правительственных сил ИРА, сообщил о том, что в городе уже начаты операции зачистки, что означает то, что прошлогодний «успех» талибам повторить не удалось. Однако, стоит отметить, что в этот раз от активизации деструктивных сил пострадала не только столица провинции Кундуз, но и, например, соседняя провинция Баглан.
3 октября «Афганистан.РУ» опубликовало сообщения, в котором указывается следующее: «… Боевики перешли в наступление одновременно в нескольких уездах провинции (Баглан – прим. авт.), перекрыли автомобильную трассу, ведущую в соседнюю провинцию Кундуз, и предприняли попытку захватить город Пули-Хумри, являющийся провинциальным административным центром … В настоящее время в провинции продолжаются ожесточённые боевые действия. Согласно отчётам, от талибского присутствия были очищены несколько посёлков, но под Пули-Хумри до сих пор продолжаются активные столкновения». Иными словами, северные провинции Афганистана по-прежнему являются одной из приоритетных целей боевиков, что не может не беспокоить северного соседа ИРА – Республику Таджикистан.
К слову, дестабилизация провинций Кундуз и Баглан стала причиной приведения в боевую готовность погранвойск Таджикистана. В одном из интервью пресс-секретарь ведомства М. Улугходжаев заявил об отсутствии попыток прорыва через таджикско-афганскую границу, однако, «приграничные с афганской провинцией Кундуз районы Таджикистана усилены». «… Также, на второй линии обороны расположены военнослужащие Министерства обороны Таджикистана. При необходимости, они придут на помощь пограничникам» - добавил М. Улугходжаев. Поэтому сам по себе сценарий возможного прорыва границы маловероятен.
Тем не менее, обеспокоенность вызывают и намерения отдельных международных акторов по отношению к Таджикистану. Так, например, бытует мнение, согласно которому центрально-азиатское государство может стать некой «базой экстремистов». Как и возможный прорыв, такой сценарий тоже нельзя назвать сколь бы то ни было выполнимым. Но, определенные подвижки совершаются. В частности, речь идет о, на данный момент, удаленном с сайта издания Politico (штат Вирджиния, США) материале авторства Б. Славин – члена Атлантического совета, автора книги «Bitter Friends, Bosom Enemies». Скриншот и перевод материала опубликовало на своем сайте ИА «EADaily».
Славин перечисляет ряд действий, которые, как она считает, свидетельствуют о работе Вашингтона по реализации некоего «комплексного плана» для каждой из стран региона Центральной Азии: «… проникновение и внедрение за счет тесного контакта с министром иностранных дел в систему безопасности Таджикистана… создание американских общественных организаций в Душанбе…». Встречаются и не состыковки, свойственные заокеанским представителям. Так, например, рассуждая о Таджикистане Славин указывает «размещение определенного количества подразделений войск США в Нагорном Карабахе». ИА «EADaily», в свою очередь, предполагает, что автор имела в виду Курган-Тюбе. Но особый все же интерес вызывает другое.
«… правительство Таджикистана обладает необходимым потенциалом в плане разногласий с Россией и сотрудничества с Америкой. Правительство США, поддерживая правление Эмомали Рахмона, будет использовать Таджикистан в качестве проводника экстремистских террористических группировок в Среднюю Азию, а затем Россию, в случае необходимости» - пишет Славин. В принципе, столь циничный и антигуманный подход Вашингтона, в данном случае, к Таджикистану отнюдь не удивил бы здравомыслящую часть мировой общественности. Ведь такое уже случалось, и не раз. Но объективных доводов в пользу реальной возможности такого варианта развитий событий нет. Таджикистан более чем тесно связан со странами региона и с Россией, которая, к тому же, является своего рода гарантом безопасности самой РТ в рамках участия в Организации договора о коллективной безопасности и в силу более чем дружественных межгосударственных отношений. То есть, по факту, ни дестабилизацию севера Афганистана, ни деструктивное влияние США в современных условиях (учитывая исключительное для Евразии значение стабильности Центральной Азии в целом и Таджикистана в частности) не стоит считать реальными угрозами для территориальной целостности и спокойствия в РТ.
Геополитический центр «Берлек-Единство»