-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Будучи модератором Международного круглого стола «Тюркские народы – неотъемлемый элемент культурной идентификации и национального единства России» автор этих строк из выступлений экспертов и ученых почерпнул для себя ряд новых понятий. В частности, речь идет о «матрешке идентичности» (прозвучало из уст гостя из столицы Казахстана г. Астана, канд. полит. наук, консультанта пресс-службы Администрации Президента РК Омарова Меирата Муратовича) и «российский мультиэтнос» (выражение принадлежит д-ру филос. наук, и.о. проректора по научной работе Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Фроловой Ирине Васильевне). Интерес вызвала применимость понятий к реалиям постсоветского пространства, их объединяющий для стран бывшего СССР характер. Итак, для начала об идентичности как таковой.
Идентичность – это термин, получивший великое множество трактовок от ученых прошлого и современности. Произошедшее от латинского слова Identitas понятие идентичности принято разделять на несколько способов определения оного. Так, например, в Психологическом словаре 1999-го года ученые В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков выделили, в зависимости от конкретного контекстного употребления, несколько различных толкований Идентичности. Одним из таких толкований является групповая идентификация, или же, как ее определили вышеозначенные умы, «отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности»[1]. Особый интерес вызывает взаимодополняемость разновидностей групповой идентичности на постсоветском пространстве. Ярчайшими и наиболее глобальными представляются понимания национальной и этнической идентичности на примере общественности России, Казахстана и Кыргызстана.
Национальная идентичность, которую также можно назвать гражданской, государственно-гражданской, национально-гражданской идентичностью, в наиболее распространенном понимании означает чувство принадлежности отдельного индивида к общности граждан конкретного государства. Сформированная национально-гражданская идентичность позволяет обществу, в данном случае населению страны действовать как единый коллективный субъект во внешней среде. Выражается это, в случае с Россией, в определении «россиянин». На постсоветском пространстве есть и другие схожие по значению определения: казахстанец, кыргызстанец и др. Общее в них то, что под ними понимается человек, любой расы, любой конфессии, любого этнического происхождения, но имеющий гражданство России, Казахстана или же Кыргызстана соответственно. Причем, в рамках идентичности, особое значение приобретает самосознание человека, его желание называться россиянином, казахстанцем или же кыргызстанцем, которое напрямую зависит от патриотизма.
В свою очередь этническая идентичность, в большинстве случаев, определяется с рождения, поскольку принадлежность к определенному этносу детям передается через родителей. Однако, современные условия глобализации, богатейшая истории Евразии, включающая в себя множество примеров позитивной (например, экономической) и иной раз негативной (к примеру, завоевание) интеграции обусловило и то, что многие дети в числе своих предков могут отметить представителей 2-х, 3-х и более этносов. Опять-таки автор этих строк, определяющий себя этническим башкиром, тем не менее, судя даже по внешнему облику, имеет среди предков представителей и других этносов. Думается, в данном случае принадлежности сыграло роль индивидуальное самоопределение человека, который согласно традициям свое этническое происхождение выбрал по отеческой линии. Но в наши дни, в силу тех или иных причин, далеко не все поступают подобным образом, что, естественно, личное дело каждого. И в данном случае актуальным становится понятие «российского мультиэтноса», которое, в реалиях РФ, лаконично заменяет те же устоявшиеся значения «русский», «башкир», «татарин», «казах», «кыргыз», «украинец» и т.д. Аналогичная конфигурация, думается, применима и в реалиях Казахстана и Кыргызстана, где бок обок с представителями титульного этноса и других народов сосуществуют и развиваются представители казахстанского и кыргызстанского мультиэтносов. Примечательно то, что в этих трех странах различий между мультиэтносами как таковой быть не может, что обусловлено общим советским прошлым, территориальной близостью, а также высоким уровнем межгосударственного сотрудничества на сегодняшний день.
Саму же этническую идентификацию можно назвать одним из составных элементов более широкого понятия национальной идентификации. Общее же число всех возможных разновидностей идентичности на постсоветском пространстве не поддается точному вычислению, однако, думается, есть ряд первостепенных. Причем, их значимость (или же невозможность их игнорирования) напрямую влияет на «позицию» в рейтинге идентичностей. Сам рейтинг, в свою очередь, можно отобразить как «матрешку идентичности», которую можно составить минимум из 4-х «кукол», среди которых национальная идентичность наиболее крупная:
Типы идентификации |
Россия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Гендерная идентификация |
Мужчина/Женщина |
Мужчина/Женщина |
Мужчина/Женщина |
Религиозная идентификация |
Христианин/ Мусульманин/ Буддист и др. |
Мусульманин/ Христианин/ Буддист и др. |
Мусульманин/ Христианин/ Буддист и др. |
Этническая идентификация (представители первых 10-ти наиболее многочисленных) |
Русские/ Татары/ Украинцы/ Башкиры/ Казахи/ др. + мультиэтнос
(данные переписи 2010 г.) |
Казахи/ Русские/ Украинцы/ Татары/ Узбеки/ др. + мультиэтнос
(данные переписи 2009 г.) |
Кыргызы/ Узбеки/ Русские/ Казахи/ Татары/ др. + мультиэтнос
(данные переписи 2009 г.) |
Национальная идентификация |
Россиянин |
Казахстанец |
Кыргызстанец |
Как видно из таблицы, как таковых различий между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном, равно как и россиянином, казахстанцем и кыргызстанцем не наблюдается. Не секрет, что жизненные позиции, взгляды на события, происходящие в мире, отношение к институту семьи и в целом к ближним, также в подавляющем большинстве своем совпадают. Это позволяет говорить о наличии более важного в глобальном понимании аспекта межгосударственного взаимодействия – идеологическое единение общественности, дающее возможность проводить межстрановый диалог, основываясь на взаимном доверии и поддержке. А это, в условиях геополитической турбулентности в мире, очень и очень важно.
Геополитический центр «Берлек-Единство»
[1] Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.