-
Сегодня, 11:53
-
Вчера, 15:01
Последние события, происходящие как на границе Исламской Республики Афганистан со странами центрально-азиатского региона, так и в самом Афганистане говорят о сохраняющейся, и даже постепенно повышающейся угрозе проникновения в ЦА деструктивных течений и увеличения количества попыток дестабилизировать регион в целом. Главным образом речь идёт о туркмено-афганской границе, в пределах которой регулярно происходят различные боестолкновения между туркменистанскими пограничниками и контрабандистами из Афганистана. Издание «Хроники Туркменистана» недавно сообщило о том, что в ночь с 4-го на 5-е августа в районе Серхетабада на границе РТ с нестабильной ИРА произошёл очередной конфликт, в результате которого погиб один и ранено двое туркменистанских пограничников. Примечательно, что резкое повышение активности контрабандистов на этом участке границы Афганистана с Центральной Азией наблюдается после ухода из Туркменистана оперативной группировки российских пограничников.
В свою очередь издание «Политэксперт» особо подчеркивает опасность для туркменской экономики: «… растущая активность террористов на афгано-туркменской границе грозит сорвать все эти судьбоносные проекты (газопровод ТАПИ, ж/д Таджикистан-Афганистан-Туркменистан, ТТК в Закавказье – прим. авт.). Ведь агрессивному брожению оказались подвержены именно те провинции на северо-западе Афганистана, через которые и должен пройти стратегический газопровод, а также новые транспортные системы. Кроме того, под ударом оказывается газопровод в Китай, который в настоящее время обеспечивает туркменскую экономику». И угроза эта более чем реальна, в особенности, учитывая случившееся летом этого года нападение на главу Министерства иностранных дел РТ Р. Мередова, находившегося в том момент на севере Афганистана.
В то же время, ситуация ухудшается и из-за зарождающегося внутриполитического кризиса в самом Афганистане. На днях Глава исполнительной власти ИРА Абдулла Абдулла подверг резкой критике Президента страны Ашрафа Гани. В частности, глава правительства в рамках своего выступления на мероприятии, посвящённом Всемирному дню молодёжи, обвинил Гани в отсутствии практических шагов, направленных на проведение реформы избирательной системы. Абдулла также заявил, что президент ИРА намерен монополизировать власть и, очевидно, отойти от достигнутой в 2014-м году договорённости о равном разделении полномочий. «… Я переходный президент, и те, кто преследует негативные интересы, не верят в меня, но и я не верю им» - ответил на критику в свой адрес А. Гани.
Имеется также тенденция к усилению Талибана, о чем говорят сообщения, опубликованные на одном из подконтрольных талибам сайте. Согласно ним, действующим лидерам внутриталибских группировок удалось разрешить возникшие после сообщения о смерти основателя движения муллы Омара внутренние конфликты. Речь идёт о силе, которую ранее контролировал мулла Расул, однако последний, судя по сообщениям в СМИ, не так давно был арестован на территории Пакистана. К тому же, судя по имеющейся информации, Талибан заключил некое перемирие с действующей на территории ИРА группировкой ДАИШ. Командующий национальной армией в восточной части Афганистана Мохаммад Заман Вазири в одном из своих интервью прессе заявил, что на протяжении нескольких месяцев конфликтов между деструктивными силами не наблюдается, что априори повышает степень угрозы от деятельности боевиков, как для самого Афганистана, так и для соседних стран, в том числе центрально-азиатского региона.
Вместе с тем, следует отметить, что последние в большинстве своем проводят активную и, главное, продуктивную работу по предупреждению актуальных вызовов и угроз, предотвращению терактов и нейтрализации ячеек террористических организаций. Например, в 1-й половине этого года Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев инициировал процедуру ужесточения законов, касающихся борьбы с терроризмом и экстремизмом. А Самаркандский областной суд соседнего Узбекистана в текущем месяце осудил 5-х граждан страны, намеревавшихся отправиться в качестве боевиков в Сирию, на сроки от 10-ти до 13-ти дет. Таким образом, говорить о неготовности региона Центральной Азии к реагированию на возрастающую угрозу не приходится. Страны реализуют разработанные комплексы мер по обеспечению безопасности, как в рамках внутренней работы, так и в рамках межгосударственных объединений наподобие Организации договора о коллективной безопасности. Однако, для более плодотворной работы в этой сфере, думается, имеющийся уровень активности межгосударственных связей требует тщательной доработки, как в плане привлечения «закрытых» игроков ЦА, так и в плане поиска новых инструментов борьбы с угрозами.
Геополитический центр «Берлек-Единство»