События последних месяцев, унесшие жизни многих мирных граждан совершенно разных стран, оказывают серьезное давление на общемировую стабильность. Резонансные сообщения в информационном пространстве нередко наводят панику среди общественности, что неудивительно, поскольку многие теракты происходят там, где этого не ожидают, о чем говорит пример той же Ниццы. Соседство центрально-азиатского региона и России с беспокойным Афганистаном, в свою очередь, обуславливает для первых необходимость координированной работы не только по укреплению внутренней и коллективной безопасности, но и по содействию официальным властям Исламской Республики Афганистан (ИРА) в деле борьбы с кризисом. И «стимулов» в данном случае предостаточно.
Миссия ООН в Афганистане опубликовала тревожные статистические показатели. Согласно заявлениям, с января текущего года количество жертв от вооруженных конфликтов стало рекордным с момента начала подобных наблюдений в стране. Сообщается, что общее число погибших и раненых на первую половину 2016-го года достигло 5166-ти человек (увеличение по сравнению с периодом январь-июнь 2015-го года составило 4%), 1601 из которых погибли, 3565 ранены. В указанный период погибло или пострадало также наибольшее количество несовершеннолетних – 388 и 1121 соответственно. Отчет ООН гласит, что все убитые в момент гибели занимались мирными видами деятельности, такими как: учеба, работа, посещение медицинских учреждений, молитва и прочие.
Всего же с момента начала наблюдений ООН (2009 год) пострадало порядка 64 тысячи человек, 23 тысячи из которых были убиты. Интерес вызывают некоторые процентные показатели. Абсолютное большинство погибло или же пострадало по вине антиправительственных сил, костяк которых составляет Талибан – 60%. Но за 22% ответственны проправительственные силы, что несколько не соответствует многочисленным заявлениям западных сил о том, что под их руководством уровень подготовки тех же правительственных сил возрос. Кстати, в результате действий самого иностранного контингента пострадало 2%.
Иными словами, с 2001-го года, когда Североатлантический альянс вошел в страну, ситуация ровным счетом не улучшилась. Напротив, те же объемы наркобизнеса многократно возросли, а с недавних пор в стране действуют боевики террористической организации ДАИШ. Именно эта деструктивная сила взяла на себя ответственность за один из крупнейших терактов последнего времени, когда в результате самоподрыва террористов-смертников погибло более 80-ти и пострадало более 230-ти человек. Теракт произошел 23 июля этого года во время протестной акции шиитов-хазарейцев в Кабуле, однако считать его направленным конкретно против представителей данного течения Ислама представляется контрпродуктивным, поскольку подобного рода действия преследуют другие цели, основной из которых является дестабилизация мировой общественности и навязывание заведомо ошибочных шагов. Одним из них, думается, можно указать решение НАТО сохранить численность контингента практически неизмененным, вопреки заявленным ранее намерениям.
Существует риск того, что военнослужащие миссии «Решительная поддержка», основную часть которых направляет США, продолжат удерживать в относительной безопасности важные для Запада инфраструктурные объекты, закрывая при этом глаза на необходимость выполнения действенной антитеррористической работы по всей стране без исключения. По крайней мере, именно об этом говорит опыт последних лет. Усугубляет ситуацию и то, что нахождение иностранного контингента в Афганистане само по себе является непреодолимым пока препятствием на пути процесса мирного урегулирования кризиса в целом, о чем неоднократно заявляют радикальные силы, требующие немедленного вывода оных. Впрочем, едва ли полное отсутствие сторонних сил действительно изменит текущую ситуацию, но тенденция к их сокращению на территории ИРА могла послужить весомым доводом в пользу необходимости налаживания контактов с официальными властями для талибов.
В то же время, есть вероятность того, что активизировавшийся в последнее время интерес афганских властей к сотрудничеству с российской стороной может позитивно сказаться на положении дел. С 24 июля в Москве с официальным визитом находится делегация ИРА во главе с советником по вопросам национальной безопасности Афганистана Мохаммад Ханифом Атмаром. Ожидается, что стороны обсудят утвержденное Парламентом ИРА ранее Соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Россией. Афганская сторона неоднократно выказывала свою заинтересованность в приобретении российских вертолетов Ми-17 и Ми-35, что, по сути, является лишь малой частью того объема взаимодействия, которого могут достичь Москва и Кабул в деле урегулирования кризиса. Думается, что прямые контакты РФ с ИРА, вкупе с готовностью российской стороны сотрудничать по афганскому направлению с НАТО, могут переломить ход противостояния. Вопрос только в том, не станет ли одна из сторон этому мешать?
Геополитический центр «Берлек-Единство»