-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
«Сотрудничество с центрально-азиатскими СМИ» - именно так Госдепартамент США характеризует деятельность, направленную на борьбу с российским присутствием в регионе. Но есть и другое определение – «борьба с российской пропагандой», которая по факту станет усилением собственной пропаганды штатов в Центральной Азии. Только вот о том, что именно собирается внедрять в сознание центрально-азиатской общественности внешнеполитический корпус Соединенных Штатов, речи не идет. Впрочем, это известно уже довольно-таки давно: демократия «а-ля Запад», популяризация ЛГБТ, фальсификация истории, усиление межнациональных противоречий и протестных настроений среди населения по необъективным причинам, и, главное, отдаление от России, которая на данный момент является гарантом безопасности, надежным и конструктивным партнером и союзником региона.
Впрочем, это читается между строк в заявлении представителя Госдепартамента США Д. Розенблюма, курирующего Центральную Азию: «… В данном бюджетном запросе (речь идет о запросе Госдепа Конгрессу США о выделении средств на 2017 год – прим. авт.) мы предусмотрели финансирование с целью продолжения сотрудничества с изданиями Центральной Азии, т.к. страны данного региона имеют прочные исторические, политические, экономические и культурные связи с Россией». Иными словами, именно связи стран Центральной Азии с российской стороной, выстроенные не только из-за экономической необходимости, но и в силу общей истории и культуры, действуют на дипломатов Вашингтона как «красная тряпка на быка». К слову, сомнений в положительном решении Конгресса по этому вопросу нет, поскольку штаты, видимо, уже не в состоянии осознать всю опасность своих инициатив вне собственных границ, ведь дестабилизация государства, а именно это и является одной из конечных целей США, ни к чему хорошему не приведет. В этой ситуации для стран региона значительно повышается роль других партнеров, в том числе России, поскольку для сохранения спокойствия в стране негативные последствия активности тех же США необходимо нивелировать позитивными результатами взаимодействия с иными партнерами. Показателен сравнительный анализ американских и российских инициатив в регионе на примере Республики Таджикистан.
В последнее время, как Вашингтон, так и весь Запад особо активно проявляет интерес к внутриполитическим процессам в Таджикистане. Как известно, в центрально-азиатском государстве недавно были вынесены приговоры в отношении членов Партии исламского возрождения Таджикистана, что, в свою очередь, вызвало волну негодования у правозащитников. Такие организации как: Amnesty International, Human Rights Watch, Норвежский Хельсинкский комитет, Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» 7 июня текущего года открыто осудили действия таджикистанского суда и, что уже стало своего рода трендом как минимум по отношению к странам Центральной Азии, призвали США и Евросоюз «надавить» на официальный Душанбе. Те, в свою очередь, не обращая внимания на суверенитет РТ как таковой, отреагировали уже на 2-й день. 9 июня Посольство США в Таджикистане выступило с заявлением о, том что приговор членам ПИВТ – это «препятствие на пути демократического развития страны». Представители же ЕС поддержали «инициативу» правозащитников в рамках 8-го ежегодного диалога Европейского союза с Таджикистаном, прошедшего в тот же день в здании Национальной библиотеки РТ. Полезны ли подобного рода попытки Запада воздействовать-повлиять-надавить на Душанбе – ответ очевиден.
В то же время, пока западные силы делают упор на финансирование аналогичных «сотрудничеству со СМИ» мероприятий, в том числе по линии небезызвестного Агентства США по международному развитию (USAID), Россия занимается реальными делами. И речь даже не о дорогостоящем содержании 201-й военной базы РФ, служащей весомым сдерживающим фактором перед возможными попытками прорыва боевиков с территории соседнего Афганистана. Интерес вызывает другое. Например, как заявило Посольство России в Таджикистане, стоимость гуманитарной помощи, выделенной Москвой Душанбе в 2015-м году, превысила 3 млн. долларов (12,6% от всего объема гумпомощи). Таким образом, Россия заняла 2 место в общем рейтинге стран мира, оказывающих гуманитарную поддержку Таджикистану. Опередила РФ только Германия с показателем в 23,3%. Что интересно, Китай со всем объемом своих экономических возможностей стоит лишь на 4-м месте (8,9%), в то время как США и вовсе на 6-м – 7,1%.
Кстати, всего с 2008-го года Россия на ликвидацию последствий стихийных бедствий направила в Таджикистан гуманитарной помощи на сумму более 11 млн. долларов, 4 млн. из которых были отправлены только за сентябрь 2015-го года и январь 2016-го года. Но это не единственная линия российского содействия центрально-азиатскому государству. Так, с 2012-го по 2014 годы РФ направила 3,6 млн. долларов США на укрепление потенциала самого Таджикистана в борьбе с последствиями бедствий. К тому же нельзя забывать о российском рынке труда, который даже после изменений в миграционном законодательстве остается самым популярным среди трудовых мигрантов не только Таджикистана, но и других стран региона. Также Россия ежегодно направляет 150 млн. рублей на финансирование Российско-Таджикского (славянского) университета, и в то же время выдает большие квоты на получение российского образования таджикистанскими студентами, а посредством Дипломатической академии МИД России стажирует дипломатов Таджикистана (расходы на обучение только 20 сотрудников МИД РТ составляют более чем 5 млн. рублей ежегодно и приходятся на российскую сторону). Неужели именно с такого рода взаимодействием планирует бороться Госдепартамент? Ведь «борьба с российской пропагандой», и, как следствие, отдаление Таджикистана от России, повлекут разлад в отношения Москвы и Душанбе. Впрочем, едва ли последние это допустят.
Булат Мурзагалеев