В минувшие выходные в информационном пространстве появились сообщения о смерти лидера Талибана муллы Ахтара Мансура. Первым об этом сообщил сайт Пентагона, в сообщении которого указывалось, что произошло это в результате атаки американского беспилотника на афганско-пакистанской границе. Немногим позже анонимные источники из военного командования США в интервью различным СМИ говорили о том, что удар беспилотника был совершен неподалеку от Ахмад-Вала (юго-запад Пакистана) по автомобилю, в котором и находился Мулла Мансур. 22 мая информацию подтвердил Глава исполнительной власти Исламской Республики Афганистан (ИРА) Абдулла Абдулла:
«… Ахтар Мансур был убит вчера в 4 часа 30 минут утра в Пакистане в результате удара беспилотника».Стоит отметить, что Вашингтон неоднократно заявлял о том, что уничтоженный глава Талибана представляет угрозу работе так называемой «переговорной четверки» - группы, в чьи задачи входит организация мирных переговоров между официальной властью Афганистана и деструктивными силами в стране. Справедливости ради стоит отметить, что определенных успехов «четверка» уже добилась. Так, среди случаев, когда отдельные малочисленные группы боевиков отказывались от вооруженного противостояния с правительственными силами в пользу диалога, имеют место и довольно-таки значимые примирительные акции. Например, 18 мая был подписан проект мирного соглашения между Кабулом и повстанческой группировкой «Хизб-и-Ислами», обвиняемой, впрочем, во многих преступлениях, сделанных во время гражданской войны 90-х годов прошлого столетия.
«Мы оптимистично настроены по поводу соглашения и решительно поддерживаем его. Однако это не означает, что оно окончательное» - заявил в интервью телеканалу «1TV» Зам. главы исполнительной власти ИРА Мохаммед Хан. Кроме этого, Хан лично выразил надежду на скорое снятие санкций с группировки, а также сообщил, что правительство страны приветствует возвращение в Афганистан лидера «Хизб-и-Ислами» Гульбеддина Хекматьяра, местоположение которого на данный момент неизвестно.
Однако, то, что «Хизб-и-Ислами» уже значится в санкционном списке, говорит уже о многом. Главное состоит в том, что это группировка, на счету которой немало погибших мирных жителей. Правозащитные организации по этому поводу сделали уже множество негативных заявлений, что говорит о неготовности таковых мириться не только с налаживанием диалога с отдельно взятой группировкой, но и с боевиками в целом. Иными словами, как в самой ИРА, так и во всем мире формируется еще одна сторона, для которой гипотетически возможное перемирие Кабула с Талибаном и другими – это невозможный и неправильный вариант развития событий. Не говоря уже о том, что вновь обезглавленная группировка, скорее всего, вновь разобьется на несколько частей, как это случилось после назначения муллы Мансура лидером талибов, с которым не согласились многие руководители Талибана.
Примечательна позиция Вашингтона. По словам пресс-секретаря Пентагона П. Кука, мулла Мансур «являлся препятствием для примирения между правительством Афганистана и движением Талибан, поскольку запрещал лидерам талибов участвовать в мирных переговорах, которые могли бы привести к прекращению конфликта». Но, в то же время, по мнению оппозиционных мулле Мансуру командиров Талибана, он был тесно связан с пакистанской межведомственной разведкой, что, собственно, и стало основным яблоком раздора в руководстве группировки. Означает ли это разлад в отношениях Вашингтона и Исламабада – неясно. Но, учитывая все возрастающее влияние Китая на Пакистан, вполне можно допустить, что уничтожение муллы Мансура американским беспилотником – это, своего рода, сигнал.
Хочется верить, что сигнал этот все же направлен непримиримым командирам Талибана, продолжающим демонстрировать нежелание садиться за стол переговоров. В противном случае, перспективы стабилизации ИРА станут еще более туманными чем раньше, поскольку междоусобное противостояние за пост нового главы Талибана, вкупе с резко возросшей активностью ДАИШ в стране, а также усиливающимся потенциалом правительственных сил приведут к раздроблению некогда единой, а потому и более продуктивной в плане переговоров, силы на множество бесконтрольных банд, часть которых вполне вероятно присягнет ДАИШ, и все это будет проходит на фоне нескончаемых боестолкновений как между войсками ИРА и боевиками любой группировки, так и внутренними конфликтами. Причем, оба случая априори предполагают жертвы, в том числе, среди мирного населения.
Булат Мурзагалеев