Межправительственные контакты России и Исламской Республики Афганистан (ИРА) в последнее время стали происходить чаще, что свидетельствует о поступательном развитии межгосударственного диалога двух стран. Не секрет, что в стабильности Афганистана российская сторона заинтересована ничуть не меньше, чем официальный Кабул, поскольку находящиеся в ИРА деструктивные элементы, в особенности после прихода в страну ДАИШ, одинаково опасны как для афганского народа, так и для постсоветского пространства, гарантом безопасности которого Россия является.
Поэтому активность России в поиске выхода из общемировой проблемы, известной как «афганский кризис», в том числе, на мировой арене, более чем значима. В частности, это выражается в объективной критике Запада. А вернее Североатлантического альянса, в лице США, не только не добившегося стабилизации ситуации в Афганистане, но и отрицательно на нее повлиявшего. Ведь за 15 лет присутствия в стране войск Международных сил содействия безопасности (МССБ), по сути, значимых успехов добиться не удалось: уровень подготовки правительственных сил оставляет желать лучшего; наркобизнес многократно увеличился; доверие населения официальному Кабулу в районах, подконтрольных Талибану, либо крайне мало, либо его и вовсе нет. В конечном итоге это привело к тому, что Афганистан в перспективе может стать базой для боевиков ДАИШ, интересы которых не ограничены ни Ближним Востоком, ни ИРА – они много больше.
Примечательным представляется интервью, сделанное Министром иностранных дел России С. Лавровым шведской газете «Дагенс Нюхетер». Дипломат рассказал шведскому изданию о российской позиции в решении афганского кризиса, а также роли НАТО и проводимых Альянсом операций:
«… Угрозы, которые продолжают множиться в Афганистане, включая появление там нескольких тысяч боевиков «Исламского государства», особенно на севере, напрямую проецируются на наши коренные интересы… Мы видим, что после предпринятой попытки сохранить смысл существования НАТО в рамках операции в Афганистане всем сейчас ясно, что эта страна стала гораздо опаснее, чем была до ввода войск Альянса. На данном этапе формируется еще одна миссия НАТО». Министр также сообщил, что в рамках заседания Совета Россия-НАТО российская делегация задала вопрос представителям Альянса об итогах прошедшей операции, а также о реальной значимости новой. Информации об ответе со стороны НАТО не последовало.
Иными словами, реальные намерения многих игроков, так или иначе участвующих в афганском кризисе, или же поиске выхода из оного, остаются неизвестными. Однако, если для Москвы дальнейшая дестабилизация Афганистана, с последующим распространением террористических и экстремистских течений в Центральную Азию и далее в Россию – это недопустимый вариант, свидетельствующий о заинтересованности в спокойствии на границах, то для Вашингтона не все так однозначно. Даже то, что с момента ввода войск МССБ в ИРА крупнейшие представители американского военно-промышленного комплекса (в той или иной степени принадлежащие родственникам или приближенным того же Дж. Буша младшего) реализовали более чем множество крайне выгодных госзаказов, заставляет задуматься о реальных мотивах штатов. Да и множество свидетельств о связях американских чиновников высшего эшелона с лидерами тех или иных террористических группировок говорят далеко не в пользу США.
Отрицательно на перспективу решения «извечного» вопроса влияют и другие моменты. В частности, речь идет о своего рода недопонимании между российской и афганской стороной, выразившемся возможными ограничениями для российских СМИ, планирующих посетить Афганистан. Как сообщает портал «Афганистан.Ру» со ссылкой на свои источники среди афганских дипломатов и представителей СМИ России официальный Кабул «может ввести ограничения на въезд российских журналистов на территорию страны». Портал в одном из своих материалов указал на то, что одной из возможных причин такого недопонимания, уже приведшего к возникновению трудностей с получением виз для двух групп российских журналистов, может являться документальный фильм телеканала «Russia Today» о гомосексуализме и проституции в ИРА. «Афганистан.Ру» также цитирует основную линию афганских дипломатов, выведенную в ходе беседы с оными:
«… деятельность по созданию негативного имиджа Афганистана в российских СМИ вызывает обеспокоенность Кабула».
Впрочем, едва ли целью информационного ресурса, ставшего за 11 лет своего существования одним из наиболее популярных в мире, был подрыв имиджа ИРА. С 2007-го года RT неоднократно становился обладателем престижных премий и наград именно в области создания документальных фильмов, что говорит скорее о необходимости принятия мер по нейтрализации поднятых в фильме проблем, а не о якобы негативных действиях RT в отношении ИРА. В этой связи резко возрастает значимость межправительственного диалога, поскольку только такой формат диалога между странами позволяет налаживать конструктивную работу, коей в рамках российско-афганского сотрудничества на данный момент еще недостаточно.
Булат Мурзагалеев