
В современном мире дипломатия является универсальным инструментом реализации тех или иных задач каждого субъекта международных отношений. Любое государство мира, априори имеющее различные внешнеполитические цели, использует этот инструмент для их достижения. И тем положительна дипломатия, что она позволяет добиваться своего путем диалога и поиска взаимовыгодного решения того или иного вопроса, что исключает вероятность проявления насилия в любом его понимании.
Но не всегда межгосударственные отношения ограничиваются диалогом, перерастая при этом в военный конфликт. Так и случилось в ночь с 1-го на 2-е апреля на линии соприкосновения армянских и азербайджанских сил. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало данные, согласно которым на период с 1-го по 3-е апреля погибло уже 33 человека, ранено еще 200. Официальные же заявления конфликтующих сторон на данный момент обрисовывают куда более печальную картину, включающую в себя как десятки убитых военнослужащих и мирных жителей, так и подбитую военную технику.
Стоит отметить, что наиболее ожесточенные бои за Нагорный Карабах проходили с 1992-го по 1994-й год. Тогда случилась так называемая Арцахская война, которая, впрочем, является лишь ярко выраженным проявлением более масштабного этнополитического конфликта, сдерживаемого в годы СССР, но обострившегося после его распада. Обращаясь опять-таки к официальным данным сторон, можно вывести следующую картину потерь за те годы.
Армения (совместно с силами самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики):
* порядка 6000 погибших военнослужащих;
* более 1000 погибших мирных жителей;
* более 500 пропавших без вести (и военных и мирных жителей).
Азербайджан:
* порядка 11500 погибших военнослужащих (Армения заявляла о 30 тысячах);
* от 200 до 700 погибших мирных жителей;
* более 700 пропавших без вести.
Иными словами, Армения совместно с НКР фактически одержали верх в одной из войн на пространстве распавшегося СССР. Однако, едва ли конфликт был бы заморожен, если бы не усилия сторонних игроков. Так, в мае 1994-го года по инициативе Парламента Кыргызской Республики, Федерального собрания и Министерства иностранных дел России, а также Межпарламентской ассамблеи СНГ между Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой был заключен Договор о прекращении огня, который более известен как Бишкекский протокол.
Реакция мира на эскалацию конфликта нынешнего в большинстве своем носит негативный характер. Почти все призывают прекратить огонь. Исключением явилась лишь Турция, Президент, Премьер-министр и Министр обороны которой открыто поддержали Азербайджан в войне. В свою очередь, например, Руководитель комитета по международным делам Совета Федерации России К. Косачёв на своей странице в социальной сети Facebook, призывая к деэскалации насилия, заявил следующее:
«… Это единственно допустимый вариант действий в отношении конфликтующих сторон, находящихся на грани срыва в полномасштабную военную конфронтацию». Российская сторона также активизировала работу и по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в формате Минской группы ОБСЕ, председателем которой совместно с США и Францией является.
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики, говоря о готовности страны послужить посредником в примирении как в 90-х годах прошлого столетия, опубликовал следующее заявление:
«… Кыргызстан призывает обе стороны без промедления сесть за стол переговоров для урегулирования и деэскалации конфликта исключительно мирными средствами и дипломатическими методами на основе общепринятых принципов и норм международного права».Смогут ли усилия дипломатов России и Кыргызстана в одностороннем порядке существенно повлиять на ход событий? Вопрос сложный. Однако, учитывая все тот же опыт 1994-го года, можно говорить о том, что при слаженной работе Москвы и Бишкека шансы на успех есть. Кстати о слаженной работе. Дипломатия РФ и КР тесно связана не только в силу общей истории и участия во многих межгосударственных объединениях. Работа, причем достаточно интенсивная, ведется и на двусторонней основе, что позволяет странам выступать в качестве полноценных партнеров и союзников по всему спектру вопросов международной повестки дня в наше время.
В частности, вопросы российско-кыргызского многостороннего сотрудничества были обсуждены в рамках встречи Статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел РФ Г. Карасина с вновь назначенным Чрезвычайным и Полномочным послом КР в РФ Б. Отунбаевым, вручившим российской стороне копии верительных грамот. Впрочем, взаимодействие не ограничивается уже состоявшимися дипломатами. Недавно в Москве состоялись встречи Ректора Дипакадемии МИД КР им. К. Дикамбаева Н. Айтмурзаева с ректорами Дипакадемии МИД РФ Е. Бажановым и МГИМО(У) МИД РФ А. Торкуновым, а также начальником Российской таможенной академии В. Мантусовым. В ходе бесед обсуждались вопросы подготовки кыргызстанских дипломатов на российских площадках, что лишь подтверждает тезис о тесных связях двух стран, которые, в свою очередь, вполне могут послужить движущей силой в преодолении обострившегося на Южном Кавказе кризиса.
Булат Мурзагалеев